О расколе в рядах Хорошей партии Турции

В период с 20 по 22 июля Хорошая партия Турции проводила свой первый Рабочий конгресс в г. Афьонкарахисар. Как было заявлено на веб-сайте партии, целью мероприятия, на котором собирался руководящий состав ХП, должен был стать совместный детальный разбор выступления партии на досрочных президентских и парламентских выборах 24 июня с.г., а также определение шагов на перспективу для всех партийных структур.

К огромному удивлению многих обозревателей, мероприятие закончилось ситуацией, близкой к скандалу: Мераль Акшенер подала в отставку с поста партийного лидера и было объявлено о созыве чрезвычайного съезда Хорошей партии. На последнем должен выбираться новый глава. При этом в своем твиттере Мераль Акшенер написала следующее: «В рамках своих полномочий согласно Уставу партии, я объявляю том, что приняла решение о созыве выборного съезда. Я не буду кандидатом на съезде. Желаю успеха всем своим друзьям – кандидатам».

Незамедлительно по этой ситуации высказался глава Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели. Ключевой фразой его выступления можно считать: «Они должны обязательно убедить госпожу» (М.Акшенер – участвовать в качестве кандидата на пост нового главы ХП – В.К.). Приведем развернутую цитату Бахчели: «Прежде всего, мы находим неэтичным давать комментарии и оценки по вопросам, связанным с внутренними делами ХП. Госпожа (М.Акшенер – В.К.) объявила через твиттер о том, что она не будет кандидатом (на выборах – В.К.). В этой ситуации большая ответственность ложится на Корая Айдына (помощник главы партии по организационным вопросам – В.К.) и других друзей. Они должны обязательно убедить госпожу. И поддерживая её, обеспечить исполнение ею своих обязанностей. С точки зрения демократии и ХП это будет, в крайней степени, полезно».

Это заявление сразу привело к перепалке с Хорошей партией. На эту тему высказался спикер ХП Айтун Чирай: «Девлет Бахчели – это последний человек, которому стоит рассуждать о демократии. Потому что между нашим уважаемым председателем партии (и Девлетом Бахчели – В.К.) существует огромная разница. Один боится съезда (намек на то, как Д.Бахчели прикладывал титанические усилия к тому, чтобы предотвратить свое смещение с поста, которые и привели к образованию ХП – В.К.), другая – сама этот конгресс созывает» и добавил «У нас есть воспитание – мы не вмешиваемся во внутренние дела других партий. Того же воспитания мы и сами ждем».

Итак, откуда ноги растут? – Это то, о чем автор, собственно, писал в серии статей про перспективы политического процесса в Турции. А, именно: на президентских выборах 24 июня М.Акшенер набрала 7,29%, а на парламентских ХП не преодолела бы избирательного барьера, если бы не ее коалиция с Народно-республиканской партией, получив 9,90% (43 депутата).

Тут, повторимся, главным моментом является то, что М.Акшенер не добрала больше 2% до результата самой Хорошей партии и, как мы писали, это неизбежно должно было заставить партию задуматься о смене лидера. Поскольку лидер должен не просто получать на президентских выборах голоса своего электората, но и представать объединителем, способным привлекать к себе голоса и с других сторон политического спектра. А этого, как мы видим, не произошло.

Теперь касательно самого развития ситуации вокруг Хорошей партии:

  1. Возникновение трений в ХП было неизбежно. Но не является необратимым и заявление М.Акшенер о том, что она не будет баллотироваться на следующих выборах. Это можно расценить как ход для подтверждения своей легитимности. И первая реакция уже поступила: 100% депутатов ХП в Меджлисе Турции проголосовали за выдвижение М.Акшенер кандидатом, причем, единственным на ближайшем съезде.
  2. Почему в эту ситуацию так сразу включился Д.Бахчели, ранее какими только словами не отзывающейся о «ханымэфенди» (госпоже М.Акшенер – В.К.), включая обвинения в получении ею прямых указаний из Пенсильвании (от беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена – В.К.)? – Ситуация тут читается следующим образом. ПНД в настоящее время держит в своих руках ключи от Меджлиса – Партии справедливости и развития (ПСР) не достает 6 голосов для большинства. Раскол в ХП может привести к тому, что часть депутатов перейдет в ПСР и это сразу девальвирует положение ПНД. Так что, поддержка Д.Бахчели М.Акшенер – абсолютно логична.
  3. Напротив, как мы не раз писали, ПСР приложит все усилия, чтобы избавиться от своей зависимости от ПНД и Д.Бахчели. Для чего им нужно, как минимум, получить в свои ряды 6 депутатов со стороны. Нестабильная ситуация в ХП создает условия для раскола и достижения ПСР своей задачи. Поэтому, в отличие от ПНД, интерес ПСР состоит именно в нестабильной ХП.

Подводим черту: возникающая ситуация – «исторический шанс» для ПСР вернуть себе простое парламентское большинство без объявления перевыборов, избавляющий их от обременительного альянса с ПНД. И ПСР приложит все усилия к тому, чтобы раскол в ХП стал реальностью.

52.1MB | MySQL:103 | 0,488sec