ЦАХАЛ готовится к крупной сделке по закупкам самолетов и вертолетов у компании Boeing

Израильское военно-политическое руководство рассматривает сейчас возможность закупить у американской компании Boeing боевые самолеты F-15 (в прошлом самолеты этого типа уже закупались израильтянами) в рамках крупнейшей в истории еврейского государства сделки по закупке военной техники. Общий объем предполагаемой сделки в денежном выражении составляет 11 млрд долларов США. Как было сообщено в израильских СМИ, эта сделка должна включать в себя три основных элемента:

  1. Эскадрилья боевых самолетов
  2. Эскадрилья транспортных вертолетов
  3. Самолеты-заправщики для дозаправки в воздухе

Два последних элемента особенно важны. На них фактически держится вся сделка, поскольку самолеты-заправщики и транспортные вертолеты, имеющиеся на вооружении израильских ВВС, морально очень устарели, и в свете серьезнейших вызовов, которым сейчас приходится противостоять ЦАХАЛу, их необходимо сменить практически безотлагательно.

Как и все сделки по закупки оружия, военного снаряжения и военной техники, заключавшиеся израильтянами с американскими компаниями в течение последних десятилетий, данные закупки у фирмы Boeing будут оплачены из тех денег, которые Израиль получает от США в качестве помощи на оборону. В этой связи представляется уместным упомянуть о том, что в 2016 году между США и Израилем был подписан договор, согласно которому в период с 2019 по 2028 год Соединенные Штаты выделят Израилю 38 млрд на военные закупки. Предполагается, что осуществление сделки растянется почти на десять лет с момента подписания договора и до того момента, когда последние закупленные самолеты и вертолеты будут доставлены в Израиль.

Министерство обороны Израиля и ЦАХАЛ уже давно осуществляют контакты с потенциальными американскими поставщиками по поводу предполагаемой сделки. Основные сомнения израильтян состоят в том, стоит ли покупать все упомянутые выше элементы у одного производителя или же каждый элемент — у другой компании. Отмечается, что покупка всех элементов у одного производителя позволяет израильтянам улучшить условия сделки во всем, что связано с ее финансированием, поставками закупаемой боевой техники и ее текущим обслуживанием.

В двух элементах сделки с самого начала было явное преимущество у компании Boeing. Самолет-заправщик ее производства (в основе которого — пассажирский самолете Boeing -767) имеет уже доказанный потенциал и может быть поставлен в течение сравнительно короткого времени. То же самое касается и транспортных вертолетов производства данной американской компании. Израильтяне рассматривают возможность закупить вертолеты нескольких типов производства фирмы Boeing (в частности были упомянуты вертолеты СН-47 и V-22). По мере поступления новых вертолетов из США израильские ВВС будут списывать находящиеся сейчас на его вооружении вертолеты СН-47 (в Израиле их называют «Есур»  — «Буревестник»).

Однако главная дилемма обсуждаемой сделки состоит в ее первом элементе, то есть в боевых самолетах. Последнюю по времени сделку по закупке таких самолетов Израиль заключил с компанией Boeing в конце 1990-х годов, более 20 лет назад. Тогда у американцев была закуплена эскадрилья самолетов F-15i (в Израиле их называют «Раам» — «Гром»). Последующие сделки по поставкам боевых самолетов израильтяне заключали уже с основным конкурентом компании Boeing, компанией Lockheed Martin. Первая сделка с ней включала покупку более сотни самолетов F-16i (в Израиле их называют «Суфа»). А в последние годы у Lockheed Martin были закуплены 50 самолетов-невидимок F-35 (в Израиле их называют «Адир» — «Могучий»). Представляется уместным отметить, что это первый самолет-невидимка, поступивший на вооружение израильскими ВВС буквально в самое последнее время.

Как сообщается, первоначально в ЦАХАЛе предполагали ограничиваться в дальнейшем закупками только боевых самолетов F-35. Такая политика предоставляла бы израильских ВВС два преимущества:

  1. Сохранение качественного превосходства над ВВС других государств Ближневосточного региона.
  2. Сокращение расходов на текущее обслуживание и ремонт самолетов за счет уменьшения числа типов боевых самолетов, находящихся на вооружении ЦАХАЛа.

Однако теперь рассматривается возможность некоторого отступления от такой политики. Как уже было сказано выше, командование израильских ВВС склоняются к тому, чтобы приобрести еще одну эскадрилью самолетов F-15 (в его новой модификации) в рамках гигантской сделки с компанией Boeing. Новая модификация самолета F-15 будет называться IA F-15 (первые две буквы названия представляют собой аббревиатуру слов Israel Advanced – «Израиль усовершенствованный»). Кампания Boeing берет на себя обязательство, что эта модификация действительно будет усовершенствованной по целому ряду параметров. В частности самолеты данной модификации будут обладать до определенной степени способностью к «невидимости». Вместе с тем, для того, чтобы сохранить тесную связь с компанией Lockheed Martin и с ее проектом самолета-невидимки F-35, не исключается возможность того, что в итоге будет решено закупить у этой компании дополнительно небольшое число самолетов F-35 (в дополнение к уже закупленным 50 боевым машинам такого типа), поставка которых растянется на несколько лет.

Сейчас ожидается, что в самое ближайшее время ВВС Израиля предоставят свои профессиональные рекомендации начальнику Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковнику Гади Айзенкоту. После этого будет выработана официальная позиция ЦАХАЛа относительно обсуждаемой сделки. Затем эта позиция будет представлена генеральному директору Министра обороны генерал-лейтенанту запаса Уди Адаму и министру обороны Авигдору Либерману, которые затем (в случае, если они примут рекомендации командования ЦАХАЛа) представят сделку на утверждение кабинетом министров.

Судя по появившимся в СМИ сообщениям израильских журналистов, общавшимся в последнее время по данному поводу с целым рядом высокопоставленных лиц, ожидается, что предлагаемая сделка с компанией Boeing будет поддержана как армейским командованием, так и кабинетом министров без особых возражений.

62.82MB | MySQL:102 | 0,545sec