Некоторые факты об иерусалимских арабах

Доктор Давид Корен, советник завершающего в ближайшее время свою третью каденцию мэра Иерусалима Нира Барката (был впервые избран мэром израильской столицы в 2008 году) по делам Восточного Иерусалима (то есть по делам арабского населения Иерусалима) и сотрудник Иерусалимского института стратегических исследований дал на этой неделе интервью самой популярной ежедневной израильской газете «Исраэль гайом» о нынешней ситуации с арабским населением  столицы Израиля. Основной высказанной им в ходе данной интервью идеей является та, что на фоне постоянного ослабления влияния светского палестинского арабского национализма, представителями которого являются, прежде всего, контролирующий Палестинскую национальную администрацию ФАТХ, а также Народный фронд освобождения Палестины и Демократический фронт освобождения Палестины, среди иерусалимских арабов в последние годы усиливаются две разнонаправленные тенденции – израилизация и исламизация.

Доктор Давид Корен привел в рамках интервью целый ряд мало известных фактов и цифр относительно арабского населения Израиля. Некоторые из них представляют особый интерес для понимания тех идеологических и социальных процессов, которые развиваются сейчас среди второй по численности этнической группы Иерусалима. Вне всякого сомнения, эти процессы заметно повлияют на то, каким образом завершится продолжающаяся уже столетия борьба за Иерусалим между еврейским и арабским национальными движениями.

«Лишь считанные годы назад лишь несколько сотен школьников учились там (в арабских школах Иерусалима – В.Ч.) на израильский аттестат зрелости, а сегодня – 7000. Это, правда, мало на фоне 110 тысяч школьников, но темпы годового прироста колоссальны, и ежегодно они утраиваются, — сказал в частности доктор Давид Корен относительно процесса израилизации иерусалимских арабов, — Родители думают о будущем своих детей, а это будущее зависит от знания языка (иврит – В.Ч.) и от образования, которые являются ключом к успеху в жизни». В этой связи необходимо пояснить, что подавляющее большинство арабских иерусалимских школьников до сих пор учатся по программам Министерства просвещения ПНА. Ранее, до создания ПНА в середине 1990-х годов они обучались по программам Министерства просвещения Иордании. Учебные программы ПНА и Иордании, естественно, не предусматривают изучения ни иврита и ни истории Израиля. Окончание школы, работающей по учебной программе ПНА, не дает права на получение израильского аттестата зрелости. Это обстоятельство мешает успешной интеграции иерусалимских арабов в израильское общество. В частности большинство из них вынуждено изучать служащий основным языком межнационального общения в Иерусалиме и в целом в Израиле иврит непосредственно в процессе работы с евреями, поскольку школа, как правило, не дает им знания этого языка.

Далее в ходе интервью доктор Давид Корен добавил по тому же поводу: «Наряду с этим мы являемся свидетелями тысяч просьб от (арабских – В.Ч.) жителей, которые хотят стать израильскими гражданами». По данному поводу следует напомнить о том, что после распространения израильского суверенитета на Восточный Иерусалим после Шестидневной войны 1967 года проживавшим там арабам был предоставлен статус «постоянных жителей», но не граждан Израиля, который имеют арабы, оказавшиеся на контролируемой еврейским государством территории после Войны Израиля за Независимость (1948-1949 гг.). К их числу относятся и арабы, проживающие в северной части иерусалимского квартала (бывшего села) Бейт-Цафафа, которое было разделено линий прекращения огня 1949 года. Остальные арабы Иерусалима стали (и по большей части остаются до сих пор) подданными Иордании.

Статус «постоянного жителя» предоставляет социальные права израильского гражданина и право участвовать в муниципальных выборах. Однако он не дает, например, права участвовать в выборах в Кнессет. Процесс натурализации «постоянных жителей» в случае иерусалимских арабов сложен. Израильские власти не стимулируют этого процесса. От желающих получить израильское гражданство требуют отказаться от иорданского гражданства, сдать экзамен на знание иврита, предоставить справки об отсутствии судимости и т.п. Однако и в случае выполнения всех условий нет гарантии, что гражданство будет предоставлено.

Прекрасно осознавая, что израилизация иерусалимских арабов сводит на нет претензии арабского национального движения на Иерусалим, арабские националистические и исламистские организации пытаются препятствовать развитию этого процесса. «Есть масса угроз и запугиваний со стороны ПНА, ХАМАСа и Демократического фронта (освобождения Палестины – В.Ч.) в адрес родителей, которые записывают своих детей на израильскую программу обучения. Есть жесткая фетва муфтия по этому вопросу, но в целом люди в селах (имеются в виду включенные в состав городской черты Иерусалима арабские села – В.Ч.) говорят: «Я готов пережить эти угрозы, только бы мой сын стал более образованным и успешным и продвинулся бы в жизни», — сказал по этому поводу доктор Давид Корен.

Он особо отметил, что в последние годы израильское правительство стало уделять больше внимания арабскому населению столицы. «Правительство решило недавно выделить бюджет в 2,1 млрд шекелей (порядка 600 млн долларов США – В.Ч.) на нужды арабов Восточного Иерусалима. До сих пор ничего подобного не было, — заявил он, — Бюджет на социальную помощь для восточной части города вырос с 46 млн шекелей (более 13 млн долларов в США – В.Ч.) в 2008 году до 125 млн (более 35,7 млн долларов США – В.Ч.) в 2016 году».

На вопрос, к кому ближе арабы Восточного Иерусалима, к израильским арабам или к арабам ПНА, доктор Давид Корен ответил: «Они находятся на границе между ними: Они все еще больше походят на палестинских арабов из Иудеи и Самарии, но движение идет к модели, которая ближе к арабам севера (имеется в виду Галилея – В.Ч.). 15 тысяч арабов с севера переехали жить в Восточный Иерусалим. Фактически они служат «агентами перемен». С одной стороны есть мощная конкуренция между ними и жителями Восточного Иерусалима, а с другой стороны они вызывают зависть и служат объектом для подражания. Успех северян в различных сферах подталкивает арабов Восточного Иерусалима в направлении израильского образования и аттестата зрелости, а также в направлении изучения иврита».

Советник мэр настаивал в ходе интервью, что новый раздел Иерусалима по национальному признаку невозможен. Среди прочих причин он упомянул и о том, что этническая гомогенность городских кварталов уже несколько размыта: «Порядка 3 тысяч евреев проживают в арабских кварталах, главным образом по идеологическим причинам. Это имеет место в таких районах, как Мусульманский квартал (Старого города – В.Ч.) или Силуан – Ир-Давид. А более 10 тысяч арабов живут в еврейских кварталах, в таких, как Гива-Царфатит или Писгат-Зеев (уместно отметить, что оба названных еврейских квартала расположены в Восточном Иерусалиме – В.Ч.). Главным образом, по экономическим причинам. Кстати, большинство из них не уроженцы Восточного Иерусалима, а арабы с севера».

Не секрет, что одной из серьезнейших проблем Иерусалима на сегодняшний день является анархия царящая в арабских кварталах, которые номинально входят в состав Иерусалима, но отделены от него так называемым «забором безопасности». Муниципальные службы там практически не функционируют. Точное число жителей неизвестно. Значительную часть из них составляют незаконно переехавшие туда жители ПНА, которые не имеют статус «постоянных жителей» Израиля. Не удивительно, что доктор Давид Корен не смог дать точного ответа на вопрос «Сколько арабов не из Иерусалима, а с Западного берега (арабское название Иудеи и Самарии – В.Ч.) проживают в тех иерусалимских кварталах, которые оказались за забором безопасности?». «40-45 тысяч из общего числа 120-140 тысяч находящихся там жителей», — ответил он.

Упомянутая проблема является не только административной. Анархия дает возможность террористическим организациям почти беспрепятственно действовать в них. Однако сторонники террористических организаций имеют определенное влияние и в обычных арабских кварталах Иерусалим. «За забором есть активность «Танзима» и ХАМАСа, а также много (уголовных – В.Ч.) банд, — сказал доктор Давид Корен, — На севере (Иерусалима – В.Ч.), в Бейт-Ханине – Шуафате есть присутствие Народного фронта (освобождения Палестины – В.Ч.). Члены Северного крыла (Исламского движения в Израиле – В.Ч.), Раад Салах и его люди, которые были объявлены вне закона, но остались в сердцах многих, сильнее в районе Силуана и Вади-Джоза. Южный район имеет более исламистскую ориентацию. А идеологическим сердцем восточной части города являются такие кварталы, как Исавийя, Рас эль-Амуд и Абу-Тор (западная часть последнего квартала компактно населена евреями – В.Ч.) – там есть присутствие ФАТХа и фронтов (Демократического фронта освобождения Палестины – В.Ч. и Народного фронта освобождения Палестины – В.Ч. )».

62.81MB | MySQL:102 | 0,579sec