Что стоит за переговорами курдов из СДС с сирийскими властями

28 июля политическое руководство коалиции «Силы демократической Сирии» (СДС) объявило в субботу о достижении важных договоренностей с сирийским правительством по прекращению конфликта и послевоенному обустройству страны. В переданном курдским агентством Фират заявлении СДС говорится, что по итогам состоявшихся в Дамаске переговоров стороны договорились «о разработке дорожной карты по строительству децентрализованной демократической Сирии». Курды, составляющие большинство в СДС, и сирийские власти намерены создать совместные комитеты по различным направлениям «с целью налаживания хозяйственной жизни в северных регионах и решения накопившихся проблем». Делегацию СДС, которая вела переговоры в Дамаске, возглавляла Ильхам Ахмед — один из лидеров самопровозглашенной курдской администрации на северо-востоке Сирии. Курды создали в ноябре 2013 года автономные органы управления в трех регионах Сирии (Камышлы, Кобани и Африн), а затем, после создания СДС, в 2015 году отвоевали у террористов из группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) провинции Хасеке и Ракка, а также восточный берег Евфрата в провинции Дейр-эз-Зор. Отряды СДС, которым оказывали поддержку ВВС коалиции во главе с США, контролируют сейчас 27% территории Сирии. 6 июня Ильхам Ахмед заявила, что курды готовы направить делегацию в Дамаск «для вступления в диалог с сирийским правительством без предварительных условий». Заявление курдского политика стало реакцией на высказывание президента республики Башара Асада об открытости Дамаска к переговорам с СДС. Посредником между курдами и властями выступил Демократический фронт Сирии. Его лидер Мейс Крейди подтвердила, что «у курдов нет сепаратистских устремлений, и они не собираются использовать оружие против сирийской армии». По сведениям портала «Аль-Масдар», курды согласны передать властям контроль над Раккой и восстановить работу госучреждений в освобожденных ими районах. Что касается формирований СДС, то, по словам полевого командира Рияда Дарара, они могут влиться в состав сирийской армии после достижения политического урегулирования. В этой связи отметим, что готовность сирийских курдов к компромиссам нарастает по мере того, как США меняют формат своих взаимоотношений с Турцией с точки зрения сдачи Африна, Манбиджа и вывода своих сил в регион восточнее Евфрата. Теперь у курдов, которые на протяжении этих лет гражданской войны открыто говорили о создании Сирийского Курдистана (Рожава), оказывается уже нет «сепаратистских устремлений». Об использовании оружия против сирийской армии сейчас вообще речь не идет, поскольку тогда курдов еще и ожидает обоюдный военный прессинг со стороны Турции и России. Поэтому отметим два главных фактора, которые необходимо учитывать, когда имеешь дело с курдами на Ближнем Востоке.

  1. Им в общем-то с большим трудом можно верить. Они всегда преследуют только свои цели, связанные с получением своей «государственности» или наживой, и легко нарушают достигнутые ранее договоренности, если подворачивается более выгодный вариант. И по этой причине в том числе их не очень жалует арабское население.
  2. Курды всегда используют свои союзы ради достижения цели в сиюминутный момент времени. В нынешний момент времени эти устремления очень просты: они пытаются создать таким образом силовую альтернативу попыткам Турции установить зону своего влияния на севере Сирии. И такие попытки и готовность «договариваться об общем компромиссе» с Дамаском «без предварительных условий» вызвана прежде всего тем обстоятельством, что курды начинают терять надежду на нужную им позицию США по этому вопросу. И такие опасения резко усилились на фоне разговоров президента США Дональда Трампа о скором выводе американского воинского контингента из Сирии. В качестве уступок курды готовы передать Ракку по контроль Дамаска и восстановить работу госучреждений в контролируемых ими районах. Очень примечательно, что в данном случае никто не упоминает позицию американцев по этому вопросу. Это означает, что в данном случае курды или согласовывают с ними все эти предложения, либо действуют на свой страх и риск, и тогда всем этим обещаниям и обязательствам — грош цена. Если имеет место первый вариант, то это означает, что американцы вступили опосредованно в переговоры с Дамаском и Москвой по будущей политической архитектуре Сирии. Пока в это верится с трудом. В этой связи отметим, что сейчас курды идут на максимальные уступки Дамаску ради сохранения себя как самостоятельной политической и военной силы. У них есть только две «красные линии» — это сохранение курдов в качестве отдельного сегмента в будущих внутрисирийских переговорах и инкорпорация их отрядов в вооруженные силы Сирии. Таким образом, они решают задачу некой гарантии безопасности своих отрядов от возможных атак со стороны турецких сил. В этом случае турки будут уже воевать не против отрядов партии «Демократический союз» (ДС), а против частей регулярной сирийской армии. Как и в случае входа турок на территории курдских анклавов, где курды готовы разместить «государственные институты Дамаска». Это уже будет конфликт Турции и Сирии, а не ликвидация курдской вольницы. При этом отметим, что иметь в составе своей армии моноэтнические подразделения со своими командирами — это контрпродуктивно, что и доказал иракский опыт. В качестве жеста «доброй воли» курды готовы отдать Дамаску и Москве полностью разрушенную Ракку со всеми ее гуманитарными проблемами и соответствующими финансовыми издержками. То есть, тем самым снять бремя ответственности с США и в придачу получить очень серьезное обострение отношений с той же Анкарой, которая будет категорически возражать против любой широкой автономии курдов из ДС рядом со своими границами. Очень невыгодный для Москвы и Дамаска размен. А речь в данном случае должна идти видимо о другом. Если конкретнее, то о передаче под контроль Дамаска нефтяных полей в Дейр эз-Зоре и восточнее Евфрата. И это собственно должно быть главным условием продолжения любых переговоров с курдами в Сириипо поводу их физической безопасности. И вся суть нынешних консультаций, по сути, состоит именно в этом.
62.81MB | MySQL:102 | 0,540sec