О переходе к новой системе власти в Турции. Часть 18

В развитие серии публикаций, сделанной нами на сайте ИБВ, касательно перехода Турецкой Республики от парламентской к президентской системе правления, продолжаем разбираться с составом нового кабинета министров, который озвучил после церемонии своей инаугурации 9 июля президент Р.Т.Эрдоган.

Напомним, что от новичков-технократов (в хорошем смысле этого слова; которых в составе нового кабинета – большинство – В.К.) мы перешли к ближнему кругу турецкого президента. К тем, кого на своих позициях он сохранил. И к числу таких людей, вне всякого сомнения, относится министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу.

Нельзя сказать, чтобы М.Чавушоглу был лишен харизмы. Однако, очевидно, что невзирая на свои академические корни, он не является фигурой с претензиями масштаба своего предшественника – самого раскрученного идеолога нового османизма и автора печально знаменитой «Стратегической глубины» Ахмета Давутоглу, побывавшего не только министром иностранных дел, но и премьер-министром страны. Возможно, по той же самой причине не сбылся прогноз тех, кто утверждал, что на его посту М.Чавушоглу сменит спикер президента Ибрагим Калын. Все же И.Калын – далеко не только технократ, он ещё и идеолог со своими книгами и публикациями про современный ислам и его место в нынешнем мире.

Несмотря на то, что М.Чавушоглу уже стал «привычным» партнером для российских дипломатов, не лишним представляется ещё раз обратиться к его биографии.

М. Чавушоглу родился в 1968 г. в провинции Антальи – Аланье. Он закончил лицей «Эмин Паша». В 1988 году М. Чавушоглу выпустился из Анкарского университета, факультета политических наук, отделения международных отношений. Далее он закончил магистратуру американского университета Long Island в сфере экономики. В 1993 году он также закончил бакалавриат Анкарского университета при Центре социальных исследований по направлению Европейский союз. В том же самом году, он поступил в докторантуру столичного Университета Билькент.

В 1995 году М.Чавушоглу начал свою работу в Министерстве окружающей среды. Как указывается, он сыграл большую роль в создании Партии справедливости и развития. В 2002, 2007, 2011 и в 2015 году он избирался депутатом Великого национального собрания (Меджлиса) Турции от Антальи. В 2010 году был председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы (будучи поддержан при избрании на свой пост со стороны России – В.К.). В 2013 году М.Чавушоглу был главой межпарламентских групп дружбы Турция – США и Турция – Япония.

В 2013 году, после кадровых перестановок в кабинете стал Министром по делам ЕС, сменив на этом посту Эгемена Багыша (после скандалов в декабре 2013 года, когда в турецкие СМИ было выплеснуто немало компромата на турецких руководителей и Э.Багыш был отправлен в отставку – В.К.). Между делом заметим, что с этого года больше в Турции Министерства по делам ЕС нет – оно в качестве структурной единицы понижено в ранге и переподчинено Министерству иностранных дел страны.

Свое первое назначение на пост министра иностранных дел М.Чавушоглу получил в августе 2014 года при поддержке Ахмета Давутоглу, где отработал до августа 2015 года. Второе назначение на пост М.Чавушоглу получил в ноябре 2015 года. В сентябре 2015 года М.Чавушоглу был назначен помощником председателя Партии справедливости и развития, ответственным за внешние связи.

На досрочных парламентских выборах 24 июня с.г. М.Чавушоглу баллотировался первым номером в списке ПСР в привычной для себя Анталье. Однако, после получения места в кабинете министров сложил с себя полномочия.

М.Чавушоглу владеет английским, немецким и японским языками. Женат и является отцом одного ребенка.

Итак, как мы можем видеть М.Чавушоглу – является частью команды Р.Т.Эрдогана. Причем он, вполне, может быть отнесен и к категории так называемой «старой гвардии», большинство из которых в настоящее время оказались удалены из большой политики (к примеру, А.Гюль и Б.Арынч – В.К.).

Называя вещи своими именами, надо признать факт нынешней международной изоляции Турции. Это не значит, что Турция является страной изгоем, однако, она имеет наиболее проблемные отношения с США, Западной Европой и своими соседями за всю новейшую историю страны. Главной причиной тому послужил «проактивный» внешнеполитический курс, который особенно ярко проявился в ходе событий «арабской весны» и сирийского конфликта. Концепция «ноль проблем с соседями» обратилась своей противоположностью.

Важнейшими пунктами внешнеполитической повестки дня являются: борьба с так называемой террористической организацией Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО) и также борьба с «исламофобией». Ключевой географической точкой для Турции является Сирия, где стране приходится искать баланс между США и Россией, в рамках своего основного интереса – недопущения создания на своей границе государственности сирийских курдов. Кипрский вопрос в последние годы получил энергетическое измерение, с обнаруженными в регионе запасами природного газа, и, соответственно, новую остроту в отношениях с Республикой Кипр, Грецией и ЕС. Также можно ожидать перезапуск центральноазиатской политики Турции, первые признаки которой, в виде попыток нормализовать отношения с Узбекистаном, мы наблюдаем.

52.27MB | MySQL:103 | 0,625sec