К вопросу о Турции и BRICS. Часть1

Политикой Турецкой Республики является максимальное вступление в различные международные, глобальные и региональные, платформы сотрудничества. Разумеется, с учётом нескольких, заложенных в прошлом, краеугольных камней.

К их числу следует отнести членство Турции в НАТО с 1952 года, а также кандидатство на постоянное членство Турции в Европейском союзе с 2005 года.

При этом, рассматривать ли членство Турции в НАТО для России в качестве угрозы или возможности – в советском прошлом так вопрос не стоял. В условиях же современной Российской Федерации, как минимум, и некоторые возможности для нашей страны имеют право на существование.

Что же до членства Турции в Европейском союзе, то ни в какой из перспектив оно не просматривается. Таким образом, следует ожидать, что, в лучшем для Турции случае, ей удастся добиться обновления, с учётом своих нынешних интересов, условий Таможенного соглашения с ЕС, действующего с 1 января 1996 года. Напомним, что, в частности, оно отменяет таможенные пошлины на европейские промышленные товары. Понятно, что при подписании Соглашения, оно являлось транзитной точкой на пути к полноценному вступлению Турции в ЕС с полной свободой движения товаров, услуг и рабочей силы. Но коль скоро вступление Турции в ЕС на повестке дня больше не стоит (больше нет и Министерства по делам ЕС, основанного в 2011 г. – В.К.), то справедливым, с точки зрения турок, является: а) ревизия Соглашения о таможенном союзе, б) активизация Турции на пути вхождения в альтернативные экономические объединения, обеспечивающие ей улучшение условий доступа на внешние рынки.

Здесь понятно, что достигнувшая определенного потолка в торговле с США и ЕС, Турция будет искать новые возможности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на африканском континенте. Да и возможности в торговле с Россией нельзя считать до конца исчерпанными. После урегулирования «самолетного кризиса» и снятия ранее принятых Россией антитурецких санкций, Турция возвращается к полноценной имплементации своей Экспортной стратегии, в которой главным рынком сбыта продукции и услуг Турции является именно наша страна. Так что, интерес к тому, чтобы Турция вступила (на тех или иных основаниях, не препятствующих выполнению ею своих нынешних обязательств – В.К.) в различные объединения с российским участием, в стране присутствует.

Немного отвлекаясь скажем следующее: такой вектор со стороны Турции, немедленно уловили наиболее предприимчивые россияне, коими являются, как известно мошенники, наоткрывавшие огромное число различных НКО под вывесками, созвучными с названиями ЕАЭС, ШОС и БРИКС. И главной задачей этих структур стало «затащить» к себе в членство турецких предпринимателей под обещание обеспечения доступа к перспективным клиентам и к различным банкам, которые основаны или держат льготные кредитные линии под различные «объединительные» инициативы.

Разумеется, эти «Остапы Бендеры» просят большие деньги за членство, за «нетворкинг» и проч. — в общем, за все, что должно сулить в перспективе турецким предпринимателям успех. Не всегда российские мошенники ограничиваются лишь пряником. Есть и кнут – к примеру, ненавязчивое предложение в «террористически рискованной» Турции провести сертификацию всех турецких курортов «специально подготовленными сотрудниками – выходцами спецслужб» на предмет «соответствия нормам безопасности», а то к ним и вовсе никто не поедет. И это – лишь один небольшой пример постановки вопроса.

Но, повторимся, как бы то ни было, Турция ищет сбалансированности в своем участии в различных объединительных экономических организациях, а оттого интерес к саммиту БРИКС, состоявшемуся в Йоханнесбурге в период с 25 по 27 июля с.г. был очень высок. Тем более, что президент Р.Т.Эрдоган туда был приглашен в качестве специального гостя (Турция при этом выступала страной, временно председательствующей в Организации исламского сотрудничества – В.К.). Интересным образом, именно новость об участии турецкого президента в саммите БРИКС стала одной из самой обсуждаемой в турецких СМИ этих дней.

23 июня влиятельное турецкое издание Hurriyet опубликовало статью под заголовком «Специально приглашенный!» с анонсом «президент Эрдоган примет участие в саммите лидеров BRICS». Как отметило турецкое издание, главной темой повестки дня стали «Торговые войны и торговля в национальных валютах». Надо ли говорить, что и та и другая тема для Турции являются достаточно близкими. Да, против страны не ведется торговая война, с санкциями как таковыми. Однако, во-первых, торговые войны США с Китаем затронули поставку металла в Америку и из Турции. Как ранее отмечалось на сайте ИБВ, США ввели в отношении поставок металла, в том числе турецкого, заградительные пошлины. Во-вторых, привязка Турции в торговых операциях к мировым резервным валютам больно бьет её на фоне падения курса турецкой лиры, в частности, из-за импорта в страну высокотехнологичной продукции, энергоносителей и сырья в привязке к доллару. В третьих, мировые финансовые институты все последние годы понижают кредитные рейтинги Турции. Что привело к ситуации, когда стране с её дефицитом бюджета и мега-стройками стало крайне сложно искать на Западе кредиты под разумные условия.

52.19MB | MySQL:103 | 0,479sec