О переходе к новой системе власти в Турции. Часть 20

В развитие серии публикаций, сделанной нами на сайте ИБВ, касательно перехода Турецкой Республики от парламентской к президентской системе правления, этим материалом продолжаем анализ состава нового кабинета министров, который озвучил после церемонии своей инаугурации 9 июля президент Р.Т.Эрдоган.

Напомним, что в предыдущей статье мы начали обсуждение Министерства обороны Турции и его нового главы – Хулуси Акара, сменившего армейскую должность начальника Генерального штаба ВС Турции на гражданский министерский портфель. Именно об этом говорил прессе президент страны Р.Т.Эрдоган, комментируя произведенные им назначения в кабинет министров: «Подхода «гражданский — армейский» больше не осталось, он был преодолен. Отношения между министром национальной обороны и турецкими Вооруженными силами будут намного более солидарными. Верю, что в процессе принятия решений они не допустят провала».

Итак, заметим главное. При назначении Х.Акара на должность министра обороны Р.Т.Эрдоган остановился на необычной для современной Турции комбинации по назначению на эту гражданскую должность человека сугубо военного. Как можно понять турецкого президента, задачей было большее сплочение силовых структур и устранение барьера, существующего между служащими гражданскими и военными. Помимо этого, при назначении на должность Р.Т.Эрдоган воздержался от каких-либо характеристик в адрес Х.Акара, за рамками того, что, по его словам, применимо к каждому члену нового кабинета министров: «квалификация, способности и честность».

Итак, о чем же в первую очередь говорил Хулуси Акар в своем прощальном послании Вооруженным силам Турции (получается ещё и приветственное послание в адрес Министерства обороны – В.К.)?

«В этот период времени самым большим поощрением является доверие к тебе, а наибольшим успехом оказаться заслуживающим этого доверия». Как отметил Х.Акар, на протяжении трехлетнего руководства им Генеральным штабом, Турция и регион её нахождения стали свидетелями важных событий, ставших вызовом. Эти события, по словам Х.Акара, стали трудными с точки зрения установления контроля над ними и такими они и войдут в историю. Как подчеркнул бывший начальник Генштаба, Вооруженные силы Турции в этот трудный для страны период силой, которую им придала народная любовь и доверие, служили сохранению территориальной целостности страны, суверенитету и независимости, против всех видов угроз, начиная с террористической угрозы. Помня о старом принципе: «Если я погибну, буду шахидом; если останусь в живых – стану гази (героем войны – В.К.)».

Не мог не коснуться в своем выступлении Х.Акар и событий, связанных с «предательством ФЕТО» (ФЕТО –  террористическая организация Фетхуллаха Гюлена – В.К.). Он подчеркнул, что страна подверглась нападению 15 июля 2016 года со стороны ФЕТО в тот самый критический момент, когда вела борьбу с террористическими организациями, включая: РПК, СНС, ПДС, «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.). В этот момент, как он заметил, Вооруженные силы «плечом к плечу» с силами жандармерии, безопасности, патриотами нанесли поражение переворотчикам, которые просочились во все государственные структуры, включая армию. Прощаясь с сослуживцами по Генштабу, новый министр обороны выразил надежду в том, что все они и члены их семей «проживут долгую и счастливую жизнь». И подчеркнул ту гордость, которую он испытывает будучи их командиром.

Тем не менее, прощаться Х.Акару со своими сослуживцами – преждевременно: в середине июля месяца с.г. указом №4 президента Генеральный штаб страны, наряду со всеми родами войск, был переподчинен Министерству обороны Турции. Начальник Генерального штаба (им стал генерал Я.Гюлер – В.К.) вместе с министром обороны страны теперь сможет представлять Турцию в НАТО. Те программы и первоочередные приоритеты, которые разрабатываются Генеральным штабом ВС Турции, будут вступать в силу после рассмотрения и утверждения в Министерстве обороны страны. Впрочем, как и было раньше, начальник Генерального штаба от имени президента страны будет осуществлять командование армией и будет верховным главнокомандующим в случае войны. При этом президент имеет право напрямую получать информацию от главы Генштаба и начальников всех родов войск и отдавать им прямые распоряжения без необходимости согласования своих решений с кем бы то ни было.

Здесь обозреватели напоминают, что в прошлом между Турцией и НАТО был постоянный протокольный кризис, когда начальник Генштаба, в силу отсутствия у него подчиненности министру обороны, не мог участвовать во встречах с министрами обороны стран-членов НАТО в составе правительственных делегаций. Теперь же, согласно принятому протоколу, начальник Генерального штаба будет сидеть за спиной министра обороны.

Далее согласно президентскому указу №6, заседания Совета национальной безопасности, по созыву президента страны, продолжатся с прежней регулярностью – один раз в два месяца. В случае отсутствия на них президента страны, его будет представлять вице-президент (им стал Фуат Октай – В.К.). Как сообщается, в заседаниях нового Совета национальной безопасности будут принимать участие, под председательством президента, министр обороны, министр внутренних дел, министр иностранных дел, министр юстиции, начальник Генерального штаба и командующие родов войск.

52.24MB | MySQL:103 | 0,540sec