Христианский взгляд на израильский Закон о национальности

Инициированные тремя депутатами Кнессета– Акрамом Хасоном («Кулану»), Салахом Саадом («Сионистский лагерь») и Хамедом Амаром («Наш дом – Израиль») — протесты представителей друзской общины против недавно принятого Кнессетом Закона о национальности, юридически зафиксировавшим тот факт, что Государство Израиль является еврейским национальным государством – номинально еще продолжаются. Поданный этими тремя депутатами-друзами иск в Верховный суд справедливости (БАГАЦ) иск против упомянутого закона еще не отозван. Однако никаких массовых друзских демонстраций не наблюдается, а делегаций лидеров друзской общины Израиля (шейхи, главы местных советов и др.), встретившаяся с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, поспешила заявить, что лояльность друзов Государству Израиль ни в коем случае не ставится под сомнения, и призвала всех израильских друзов продолжать верно служить еврейскому государству.

Премьер-министр предложил друзам целую программу улучшения материальной и социальной ситуации в их населенных пунктах. Друзские лидеры вроде бы дали понять, что они были бы заинтересованы во внесении в Закон о национальности пункта, который особо оговаривал бы права их общины. Однако создается впечатление, что в итоге они торг закончили тем, что они ограничатся тем, что им предлагает правительство, то есть материальным стимулированием.

Уместно напомнить о том, что единственный друз, являющийся членом кабинета, министр связи Аюб Кара (Ликуд) проголосовал за Закон о национальности, а потом заявил, что он не отказывается от своего голосования и осуждает тех своих соплеменников, которые утверждают, что это расистский закон, дискриминирующий друзов. С аналогичным заявлением выступил и председатель общественной организации «Друзское сионистское движение» бизнесмен Юсуф Наср ад-Дин.

Как и следовало ожидать, положение арабов-мусульман, составляющих подавляющее большинство нееврейского население Израиля, не интересует ни друзских лидеров, ни подавляющее большинство рядовых израильских друзов, которые, несмотря на языковую и культурную близость к арабам, сами себя арабами не считают. Не интересует их и положение христианского меньшинства, численность которого в Израиле сопоставима с численностью друзов (христиане составляют 2%, а друзы – 1,65% населения Израиля).

На этом фоне особый интерес опубликованная ежедневной израильской газетой «Исраэль гайом» статья председателя Общества христиан-арамеев в Израиле капитана запаса Шади Халуля (член партии «Наш дом – Израиль») из галилейского села Гуш-Халав (Джиш), посвященная отношению национальных меньшинств Израиля к Закону о Национальности.

«Антисионисты и левые радикалы во главе с Новым израильским фондом (New Israel Fund – американский еврейский фонд, финансирующий деятельность радикально левых организаций в Израиле – В.Ч.) и при его финансировании используют друзскую общину для того, чтобы нанести ущерб имиджу Государства Израиль. (…) Новый израильский фонд для Израиля и финансируемые им организации помогают определенным людям в (друзском – В.Ч.) секторе населения усиливать протесты, — пишет Шади Халуль, — Левые хотят вернуться к власти, и поэтому радикальные (левые – В.Ч.) круги используют друзскую общину, поскольку легко критиковать правительство по вопросу о друзах (имеется в виду, прежде всего тот факт, что друзы наравне с евреями в обязательном порядке призываются на службу в вооруженные силы Израиля – В.Ч.). Почему арабские депутаты Кнессета и депутаты Кнессета от Объединенного арабского списка» молчат? Потому что те представители друзской общины, которые выступают против Закона о национальности, делают их работу».

Процитированные утверждения Шади Халуля представляются справедливыми. Вместе с тем в них можно почувствовать отголоски достаточно напряженных отношений между друзами и христианами, вызванные целой серией кровавых противостояний между ними в Ливане – как в XIX веке, так и в 80-е годы ХХ века. Эта напряженность иногда дает о себе знать и в населенных пунктах Галилеи, в которых друзы и христиане живут по соседству.  Обращает на себя внимание тот обстоятельство, что открыто антисионистский парламентский блок Объединенный арабский список предстает в статье Шади Халуля в качестве безусловного противника, с которым, в отличие от друзов, даже не стоит пытаться договариваться. При этом именно в составе Объединенного арабского списка находится единственная в Кнессете нынешнего созыва депутат-христианка, коммунистка Аида Тума-Сулейман. Правда, она была избрана главным образом голосами мусульман и ни в коей степени не позиционирует себя в качестве представительницы христианской общины.

Далее Шади Халуль обрушивается на еврейских левых: «Многие депутаты Кнессета (от оппозиционных левых партий – В.Ч.) были избраны наивными людьми, которые проводили демонстрации в Тель-Авиве из-за цен на «Коттедж» (название популярного в Израиле молочного продукта, имеются в виду демонстрации за снижение цен на продукты питания, проходившие накануне последних по времени выборов в Кнессет в 2015 году – В.Ч.). Это продолжилось борьбой с якобы коррумпированностью премьер-министра (имеется в виду массированная кампания в СМИ, приписывавшая премьер-министру Биньямину Нетаньяху разного рода финансовые нарушения – В.Ч.), а теперь это привело к протестам друзской общины. Жаль, что левые готовы разрушить еврейское государство ради удовлетворения своей жажды власти».

После этого председатель «Общества христиан-арамеев» излагает свое видение Закона о национальности: «В Эрец-Исраэль есть национальные права только у еврейского народа (…). В качестве общины у нас (христиан-арамейцев – В.Ч.) нет национальных устремлений. Мы хотим жить вместе с евреями. Еще две тысячи лет назад евреи в Изгнании пели «Песнь ступеней» (псалом, в котором выражается мечта о возвращении на историческую родину – В.Ч.) и мечтали о Сионе. Народ Израиля мог прийти в Уганду (имеется в виду выдвигавшийся в начале ХХ века план создания еврейского государства в Уганде – В.Ч.), а не сюда, но у него есть глубокая связь с этой землей. У меня нет проблемы с Законом о национальности, потому что он не устанавливает права, а устанавливает национальную идентичность государства, гимн, флаг, официальные символы и праздники. Принятый основной закон («основными» в Израиле именуют законы, которые должны в идеале стать основой для пока отсутствующей конституции еврейского государства – В.Ч.) дополняет, ранее принятый Закон о достоинстве и свободе человека, и если мы в качестве граждан потребуем включить в Закон о национальности еще одну общину (например, друзов или христиан – В.Ч.), этот закон исчезнет, а Израиль перестанет быть еврейским. В тот же  момент Государство Израиль превратится в государство всех своих граждан, что может поставить под угрозу нас в качестве меньшинства. Достаточно посмотреть на то, что происходит с меньшинствами в Сирии».

В заключение представляется уместным сделать два замечания, основанные на постах, публиковавшихся Шади Халулем в социальных сетях:

  1. Вопреки тому, что написано в данной статье, у возглавляемой им организации есть «национальные устремления». Однако они нацелены не на Израиль , а на Ливан, который рассматривается в качестве захваченного арабами христианского государства.
  2. Шади Халуль неоднократно подчеркивал, что Израиль является демократическим государством (единственным на Ближнем Востоке) именно потому, что он является государством евреев, имеющих отличную от прочих народов региона политическую культуру. Именно этим объясняется его убежденность в том, что утрата Государством Израиль его национального еврейского характера нанесет ущерб демократии в нем, а, соответственно, и правам проживающих в нем меньшинств, в конкретном случае – христиан и друзов.
52.24MB | MySQL:103 | 0,404sec