О планах создания «арабского НАТО»

Администрация президента США Дональда Трампа планомерно продвигается вперед в своем стремлении создать новую систему безопасности и политический альянс с шестью арабскими государствами Персидского залива, Египтом и Иорданией, в основном для того, чтобы противостоять экспансии Ирана в регионе Ближнего Востока, передает Reuters высказывания американских и арабских чиновников[i].

Белый дом хочет добиться более тесного сотрудничества между странами Ближнего Востока в сфере противоракетной обороны, военной подготовки, борьбы с терроризмом и по другим вопросам, таким как укрепление региональных экономических и дипломатических связей.

План создания того, что чиновники в Белом доме и на Ближнем Востоке назвали «арабским НАТО» союзных суннитских государств, скорее всего, повысит градус напряженности между США и шиитским Ираном, раскол между которыми и так усиливался после прихода к власти президента Д.Трампа.

В американской администрации планируют обсудить усилия в рамках структуры, предварительно обозначенной как Ближневосточный стратегический альянс (Middle East Strategic Alliance, MESA), на саммите, запланированном на 12-13 октября в Вашингтоне. Белый дом подтвердил, что он работает над концепцией альянса с «региональными партнерами уже несколько месяцев».

Об идее создания пакта безопасности напомнил Эр-Рияд в прошлом году перед визитом Д.Трампа в Саудовскую Аравию, где Вашингтон объявил о масштабной сделке с оружием, а предложение о создании альянса так и осталось в повестке дня. Источники Reuters из некоторых арабских стран подтвердили, что они в курсе о прилагаемых усилиях по реализации этого плана.

 

«MESA будет служить оплотом против иранской агрессии, терроризма, экстремизма и обеспечит стабильность на Ближнем Востоке», – сказал представитель Совета национальной безопасности США. Пресс-секретарь СНБ, правда, отказался подтвердить, что Д.Трамп проведет саммит в обозначенные даты, а источники Reuters предупредили, что остается неясным, будет ли план обеспечения безопасности готов к середине октября.

Аналогичные инициативы предыдущих администраций США по разработке более формального альянса с союзниками в Персидском заливе и арабских странах не увенчались успехом.

В нынешней ситуации Вашингтон, Эр-Рияд и Абу-Даби обвиняют Иран в дестабилизации региона, разжигании беспорядков в некоторых арабских странах через подконтрольные ему группы, которые все больше угрожают Израилю. Вновь формируемый альянс сделает ставку на тяжеловесов Персидского залива – Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, – которые должны вместе с администрацией Д.Трампа противостоять Ирану.

Неясно, каким образом альянс сможет вскорости противопоставить себя Тегерану, но администрация Д.Трампа и его суннитские союзники в регионе разделяют общие интересы в конфликтах в Йемене и Сирии, а также по защите судоходных путей в Персидском заливе и Красном море, через которые поставляется большая часть мировых запасов нефти.

Высокопоставленный иранский чиновник сказал Reuters, что «под предлогом обеспечения стабильности на Ближнем Востоке американцы и их союзники усиливают напряженность в регионе». Он сказал, что этот подход «не приведет к результату», а только «углубит раскол между Ираном, его региональными союзниками и поддерживаемыми США арабскими странами».

Потенциально серьезным препятствием для запланированного альянса является 13-месячное противостояние Саудовской Аравии и ОАЭ с Катаром, где находится самая большая американская авиабаза в регионе. Другие арабские страны обвинили Катар в поддержке терроризма, что Доха отрицает. Хотя американская администрация обеспокоена тем, что ссора может стать препятствием для этой инициативы, тем не менее, Эр-Рияд и Абу-Даби заверили Вашингтон, что раскол не станет проблемой для альянса. Представитель СНБ США так же отрицал, что раскол является помехой.

С одной стороны, Д.Трамп следует объявленной политике «Америка в первую очередь», поэтому Белый дом стремится к тому, чтобы союзники США во всем мире больше были вовлечены в предотвращение угроз региональной безопасности. С другой стороны, Reuters цитирует министра иностранных дел ОАЭ Анвара Гаргаша, который говорит о том, что его страна готова развернуть больше войск по всему Ближнему Востоку, чтобы противостоять своим угрозам, поскольку они больше не могут полагаться на западных союзников, таких как США и Великобритания.

Целью альянса, наряду с военным обучением для повышения уровня боеготовности вооруженных сил союзных стран региона, может стать создание регионального противоракетного щита, о чем США и страны Персидского залива так и не смогли договориться в течение многих лет.

Тем временем сплочение существующей, но разрозненной арабской коалиции в формальную и организованную инфраструктуру, подобной НАТО, могло бы стать в долгосрочной перспективе стратегическим ответом на тупиковую ситуацию в Йемене и на другие проблемы, связанные с Ираном. Арабская коалиция в Йемене столкнулась внутренними проблемами: разногласием между Абу-Даби и Эр-Риядом, Катаром, а также напряженностью в отношениях между Саудовской Аравией и Марокко[ii].

Арабской коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией и состоящей из правительственных сил Йемена, ОАЭ, Марокко, Бахрейна, Египта, Кувейта, Судана, Иордании и кадров частной военной компании «Академи» (Academi), а до этого «Блэкуотер» (Blackwater), предстоит потенциально решительная битва за освобождение портового города Ходейда от хоуситов. Наступление, получившее название «Золотая победа», было временно приостановлено, чтобы позволить ООН добиться политического урегулирования. Это позволило бы избежать массовых жертв среди гражданского населения. Был бы проложен путь для коалиции, поддерживаемой разведывательными и материально-техническими средствами американцев, британцев и французов, к взятию под контроль порта, который служит основным пунктом доставки гуманитарной помощи в страну, а также иранских ракет и другого современного вооружения. Сфокусировавшись на закреплении своих сил на окраинах Ходейды и в других частях страны, коалиционные силы приготовились к решению возможно непростой задачи.

Однако напряженные отношения внутри коалиции снижают ее способность к выполнению затянувшейся на три года миссии. Так, силы ОАЭ, которые лучше подготовлены, поддержали в Йемене сепаратистскую группу, выступающую против правительства Саудовской Аравии. Абу-Даби больше ориентирован на борьбу с исламистами, чем на противодействие иранскому влиянию, тогда как Саудовская Аравия рассматривает Тегеран и его поддержку хоуситов как экзистенциальную угрозу.

Катар, бывший частью коалиции, вышел из нее в 2017 году после его блокады Антитеррористическим квартетом (Саудовской Аравией, ОАЭ, Египтом и Бахрейном).

Недавняя напряженность между Марокко и Саудовской Аравией угрожает еще больше дестабилизировать коалицию, поскольку внутри Марокко звучат призывы к выводу сил из Йемена. Эксперты выделяют несколько причин для размолвки, которые могут привести к драматическим и нежелательным последствиям для альянса. Так, Марокко и Саудовская Аравия конкурируют между собой за лидерство в мире умеренного ислама. Однако Марокко стремится избегать регионального соперничества и конфликтов, развивая свою идентичность скорее как африканское, а не ближневосточное государство. А если это действительно так, то дружеская конкуренция может подтолкнуть обе страны к развитию сильных образовательных и культурных институтов, которые принесут пользу обоим регионам. Как Марокко, так и Саудовская Аравия, могут стать лидерами в своих регионах, тесно сотрудничая в решении общих проблем. Тем не менее, Марокко старается проводить независимую внешнюю политику, в том числе Рабат не поддержал блокаду Катара и развивает торговые отношения с этой страной. Отношения между Марокко и Саудовской Аравией ухудшились также на фоне действий саудовцев в вопросе поддержки заявки США, а не Марокко, на проведение Чемпионата мира по футболу в 2026 году. В результате Рабат проигнорировал организованную Эр-Риядом чрезвычайную сессию по Йемену, которая состоялась 23 июня. Эти события могут нарушить хрупкий баланс сил в Йемене.

Иран, несомненно, удовлетворен такими расхождениями и рассматривает происходящее как ослабление арабской коалиции в Йемене и в других местах региона. Аналогичным образом, эти разногласия снижают эффективность коалиционных сил на поле боя. Это происходит в то время, когда коалиция сталкивается с решением сложных оперативных задач в окрестностях Ходейды.

Недавняя ликвидация силами коалиции восьми боевиков «Хизбаллы» подтвердила факт непосредственного участия группировки в боевых действиях в Йемене. «Хизбалла» занимается созданием из хоуситов армии среднего размера, способной выполнять сложные операции по всему миру. Между тем, коалиция не имеет согласованной стратегии по возврату Ходейды, а тем более к обеспечению безопасности порта для отражения будущих нападений. В связи с наличием такого изощренного врага в лице Ирана коалиция не может позволить себе раскол по поводу вопросов, не относящихся к решению йеменской проблемы.

Усиление «Хизбаллы» в Йемене может вынудить США активизировать «участие в борьбе с терроризмом» и объединение членов расколотой коалиции вокруг общей угрозы. До сих пор участие США было ограничено сбором разведывательных данных, развертыванием спецназа Сухопутных войск США, противодействием «Аль-Каиде» и «Исламскому государству» (обе организации запрещенны в России). По иронии судьбы, относительно небольшая американская поддержка коалиции привела к тому, что она иногда выступала наперекор Эр-Рияду (и все больше отдалялась от крупных операций, таких как «Золотая победа»). Эр-Рияд даже пытался сотрудничать с некоторыми из местных групп, включая «Аль-Каиду», в борьбе с хоуситами.

В США общественное мнение не поддерживает идею большего вовлечения американских войск в эту т.н. прокси-войну, т.е. проводимую через посредников против Ирана (хотя она уже не является прокси, так как иранские и саудовские силы задействованы непосредственным образом). Участие США в конфликте вызвало споры в Конгрессе, в котором звучат требования о выводе сил из Йемена. Более того, увеличение военного присутствия США для непосредственной борьбы с хоуситами может быть объявлено актом войны и потребовать разрешения Конгресса на использование войск за пределами США.

Однако расширение масштабов контртеррористических операций против негосударственных субъектов не вызовет таких проблем. Борьба с «Хизбаллой» стала приоритетом администрации Д.Трампа, особенно после того, как выявилось ее широкое присутствие в Латинской Америке, сотрудничество с наркокартелями и проникновение в США. «Хизбалла» так же рассматривается как сила, играющая разрушительную роль в Сирии. Бахрейн тоже не застрахован от ее проникновения. «Хизбалла» сумела использовать ВВС Ливана, которые вооружаются Пентагоном, для решения своих задач. В общем, «Хизбалла» и связанные с Ираном силы, превратились в «глобальную проблему, которая угрожает безопасности и стабильности всех союзников – западных и арабских». Однако до сих пор реакция арабской коалиции ничем особо не отличилась кроме объявления «Хизбаллы» международной террористической группой.

У арабской коалиции есть возможность противостоять этому влиянию, в частности, посредством борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Можно использовать существующие расхождения. К примеру, «плодородный район долины Бекаа (на юге Ливана), населенный воинственными племенами, был введен в заблуждение и обманут «Хизбаллой», которая из местных набирала рядовых солдат, в то время как офицерский состав укомплектовывался выходцами из более крупных центральных городов. И, несмотря на слова Хасана Насраллы о солидарности с хоуситами, он прячется в своем бункере, а не ведет войска в бой». По мнению некоторых экспертов, это серьезная слабость, которую коалиция может использовать для деморализации противника посредством эффективной совместной информационной войны.

Короче говоря, стратегия Тегерана, заключающаяся в стремлении построить военно-морские базы и получить контроль над стратегическими водными путями  (Ормузский пролив, Баб эль-Мандебский пролив, Африканский Рог) «ставит под угрозу интересы международного сообщества далеко за пределами арабской коалиции». Иран полагается на сильные, гибкие и устойчивые негосударственные контролируемые им структуры, такие как «Хизбалла», для достижения своих целей. До сих пор арабская коалиция и Запад наносили точечные разрозненные удары по террористам, иногда замораживали счета, арестовывали ключевых фигур или атаковыали базы. Хотя могли нанести смертельный удар Исламской Республике, отделив источник финансирования от оставшихся подконтрольным им сил. Таким образом имея четкое стратегическое видение распространения действий «Хизбаллы» на многих континентах и ​​странах, арабская коалиция вместе с США и их союзниками может объединить свои силы для борьбы с этой угрозой, т.е. создать «арабское НАТО».

Однако созданию такого альянса не способствует то, что стороны отвлекаются на разногласия и краткосрочные незначительные местные задачи за счет стратегических интересов и глобальной безопасности. Поэтому новая структура должна рассматриваться как военный и обеспечивающий безопасность альянс, изолированный от экономических, дипломатических или политических споров. Такая система должна выдержать соперничающих между собой лидеров и возможные изменения в руководстве. По мнению некоторых экспертов, США могут сыграть ключевую роль в обучении, укреплении и поддержке зарождающегося альянса, при этом им придется продолжать культивировать образ общего врага перед партнерами, желающими и способными с ним воевать. Отметим, что на данном этапе пугало «Хизбаллы», угрожающей всем заинтересованным сторонам, является отличным импульсом для начала данного предприятия.

 

[i] Трамп стремится возродить «арабское НАТО», чтобы противостоять Ирану // Reuters. 27.07.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-gulf-alliance/trump-seeks-to-revive-arab-nato-to-confront-iran-idUSKBN1KH2IK (на англ. яз.)

[ii] К созданию «Арабского НАТО»? // Центр стратегических исследований Бегин-Садат. 27.07.2018. URL:  https://besacenter.org/perspectives-papers/arab-nato/ (на англ. яз.)

62.85MB | MySQL:102 | 0,711sec