Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 4

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который, напомним, состоит из нескольких авторских статей, привлекших наибольшее внимание руководства Фонда.

В предыдущих материалах мы начали разбор публикации Нуршина Атешоглу Гюнея под заголовком «Прочна ли вторая весна в российско-турецких отношениях?» и остановились на политике США, призванной не допустить сближения России и Турции и Катара с Ираном в энергетическом вопросе. Но, как бы то ни было, роль Турции в Восточном Средиземноморье в последнее время многократно возрастает.

Следующий подраздел статьи назван «Смысл российско-турецкого сближения №3 в условиях новой энергетической холодной войны: атомная энергия». Как в нем подчеркивается, дни, когда главными источниками энергии являлись нефть и газ, остались позади. Новый рынок для технологически развитых стран открылся на Ближнем Востоке, когда в регионе стал проявляться интерес к использованию мирного атома. В этом, смысле энергетические пути Москвы и Анкары пересеклись в очередной раз. Как указывается в Альманахе, это — ещё один наглядный пример избирательного российско-турецкого партнерства.

Турция уже достаточно заметное время занимается проработкой вопроса добавления генерирующих мощностей на атомной энергии к своей энергосистеме. Согласно принятому ряду программ развития отрасли электроэнергетики, доля производства э/э на АЭС страны должна составить в среднесрочной перспективе около 10%. К 2030 году установленная мощность АЭС страны должна в общей сложности составить около 10%. Первый шаг на пути к реализации задуманного был сделан в мае 2010 года, когда было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение. Модель реализации проекта «Аккую» была выбрана, для атомных электростанций, — уникальная: ВОО – то есть, «строй – эксплуатируй – владей», не имеющая аналогов в мировой практике.

Опять же Альманах указывает, что данный проект – из категории win — win, то есть выигрывающими от него являются две стороны. Россия открывает для себя новый рынок, зарабатывает «референцию» в своем списке выполненных работ, и, одновременно, получает уникальный опыт реализации проекта строительства АЭС в рамках новой модели. При этом параллельно зарабатывает на его реализации (впрочем, последнее вызывает ряд вопросов, с учетом, прежде всего, сложности, новизны и долгосрочности проекта – В.К.).

В то время, как проект сооружения атомной электростанции консорциумом российских компаний является решенным, поставка систем ПВО С-400 в Турцию – по-прежнему, вызывает массу вопросов, ставящих под большое сомнение, что поставка и постановка на боевое дежурство в Турции российских систем все-таки состоится.

Так что, не должен вызывать удивления следующий заголовок статьи: «Смысл геополитической борьбы за то, чтобы системы ПВО С-400 были поставлены в Турцию».

Как указывает Альманах с нормализацией двусторонних отношений между двумя странами после так называемого «самолетного кризиса», помимо сотрудничества в сфере торговли, туризма или энергетики, открылась и принципиально новая страница сотрудничества – в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Далее автор материала говорит о том, что на протяжении ряда лет Турция оставлена перед лицом угрозы нанесения удара баллистическими ракетами. И с целью устранения этой угрозы страна пытается разрабатывать собственную систему противоракетной обороны. В этой связи, Турция обратилась за помощью к своим союзникам по НАТО и даже объявляла открытие нескольких конкурсных процедур на поставку. Однако, в 2017 году стало очевидным отсутствие положительной реакции на этот запрос Анкары со стороны «союзников» по НАТО в США и ЕС.

Впрочем, как пишет Альманах, Турция, оказавшаяся лицом к лицу перед серьезной угрозой (Альманах не говорит о том, какая именно страна или регион могут потенциально представлять подобную угрозу для страны – В.К.), ещё до 2017 года обратилась за альтернативами, лежащими за пределами Европы или Атлантики.

Так, в 2013 году Турция объявила конкурсную процедуру на закупку систем ПВО, которую выиграла китайская компания CPMIEC. Однако, после присуждения проекта китайской стороне, Турция столкнулась с серьезнейшим давлением и возражениями со стороны союзников по НАТО. Таким образом, страна отменила торги и в 2015 году признала решение о собственных технологических разработках в этой сфере. Как пишет автор материала, это, в высшей степени, важное и выстраданное решение заставило задуматься о том, чтобы пройти несколько подготовительных этапов.

В течение периода времени с 2015 по 2018 год разнообразные кризисы, которые переживались в регионе Ближнего Востока, в т.ч. в Сирии, поддерживали тему ПВО и противоракетной обороны в Турции в качестве одной из приоритетных. В конце концов, в качестве «промежуточного решения», Турция приняла решение по закупке системы С-400 у Российской Федерации.

62.82MB | MySQL:102 | 0,704sec