Израиль: о необходимости усиления пропагандистского влияния на арабскую аудиторию

Во время недавних столкновений вдоль границы между сектором Газа и Израилем полностью отсутствовал «голос Израиля» на арабском языке. Об этом пишет в своей статье на сайте Центра стратегических исследований Бегин-Садат д-р Рафаэль Г. Бучник-Чен (Raphael G. Bouchnik-Chen), полковник (в отставке), бывший старший аналитик АМАНАа – управления военной разведки Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа)[i]. Спектр средств массовой информации, доступный палестинцам, контролируется катарской «Аль-Джазирой» (Aljazeera), а также занимающимися идеологической обработкой палестинским радио и телевидением. Государственный контролер Израиля резко раскритиковал такое положение дел и настоятельно призвал правительство заполнить образовавшийся пробел, отметив, что Израиль последовательно не транслирует израильскую официальную позицию на арабоязычную целевую аудиторию даже во время кризисов, таких, как военная операция ЦАХАЛа в секторе Газа «Литой свинец» в 2008 году. Израиль должен исправить ситуацию и начать прямое вещание на палестинскую аудиторию, используя его, в том числе, в качестве инструмента психологической войны.

Недавняя напряженность на границе с сектором Газа и Израилем стала результатом организованного ХАМАСом протеста, а не спонтанной народной реакцией на глубокий гуманитарный кризис или плохие жизненные условия жителей палестинского анклава.

ХАМАС, считающийся в Израиле террористической организацией, в 2007 году силой захватил у Палестинской национальной администрации (ПНА) контроль над сектором Газа и, по мнению израильского эксперта, успешно манипулирует палестинским гражданским населением. Активно пропагандируется «право на возвращение» – палестинский эвфемизм для уничтожения Израиля посредством демографической диверсии, – что стало главным лозунгом участников недавних т.н. «Маршей возвращения» на границе Сектора с Израилем.

ХАМАС подавляет гражданское население в секторе Газа и систематически направляет огромные финансовые средства, предоставляемые в виде помощи ЕС, Ираном и Катаром, на военные нужды, в частности, на строительство террористических тоннелей. Руководство ХАМАСа преднамеренно препятствует международным усилиям, направленным на восстановление жилья и инфраструктуры, поврежденных во время израильских военных операций. Местные средства массовой информации используются для того, чтобы разжигать ненависть к Израилю, а не по отношению к правительству в Газе.

Во время организованных беспорядков в рамках «Великого марша возвращения» вдоль границы между Газой и Израилем, в ходе которых палестинские протестующие поощрялись как символически, так и буквально, за попытки проникновения через пограничный забор на суверенную территорию Израиля, ХАМАС выиграл битву за средства массовой информации. Исламистам удалось обратить внимание всего мира на несчастье палестинцев и жестокое поведение израильских военных, которые обвинялись в снайперских обстрелах «мирной гражданской демонстрации» и «убийстве невинных людей, в том числе младенцев».

Несмотря на факты, Израиль был соответствующим образом обвинен, подвергся публичному осуждению и столкнулся с дипломатическими протестами. ЦАХАЛу не отдали должное за проявленную сдержанность в применении боевых снарядов в чрезвычайно сложных условиях.

Вряд ли это был первый случай, когда Израиль, имеющий серьезное основание, – необходимость самозащиты от агрессии и провокаций ХАМАСа, признанного террористического движения – проиграл информационную битву. В этих сценариях ХАМАСу удается выдать себя за жертву несправедливости, чьи действия оправдываются при столкновении с израильской «военной машиной».

Бессилие Израиля в области PR, по мнению эксперта, свидетельствует об опасном отсутствии возможности оперативной трансляции израильской позиции мировому сообществу. «Это фундаментальный провал, поскольку Израиль пренебрегает основной сферой современного поля битвы». Этот пробел очевиден не только с точки зрения «хасбары» (на иврите – пропаганды, народной дипломатии), но и с точки зрения основ психологической войны, которая является фактором повышения боевой эффективности на тактическом уровне.

У Израиля нет надежных средств массовой информации на арабском языке для того, чтобы  противостоять пропагандистским кампаниям, проводимым ХАМАСом (и ПНА в целом) в секторе Газа или на Западном берегу р. Иордан. Все разнообразие СМИ полностью контролируется палестинской радио и телевизионной пропагандистской машиной, которая доступна для массового населения на всех уровнях аудитории.

Израиль даже не потрудился попытаться конкурировать в данной сфере, вместо этого сосредоточившись на более «сложных» средствах, а именно на социальных сетях, таких как Facebook и Twitter. Иногда израильские официальные лица, а также представители научного сообщества дают интервью телеканалу «Аль-Джазира», который по определению является враждебным форматом для израильской публичной дипломатии. Это нельзя рассматривать в качестве самого умного средства для доступа к народным массам в лагерях беженцев и другим простым жителям Западного берега р. Иордан и сектора Газа.

Израильская корпорация телерадиовещания запустила отдельную радиостанцию, вещающую на арабском языке, но ее диапазон охвата ограничен настолько, что ее работу пренебрежительно называют вещанием в «замкнутом круге». То же самое относится к ограниченным ресурсам на арабском языке, привязанным к израильскому общественному телевидению, которые не могут конкурировать с арабскими телевизионными каналами.

Эксперт полагает, что такая безответственная ситуация может быть следствием халатности израильских правительств в 1990-х годах. Эйфория, порожденная «соглашением Осло», привела к упадку израильского арабского радиовещания, обладавшего чертами пропагандистской информационной сети.

Отсутствие каких-либо средств прямой израильской коммуникации с палестинским арабским населением неоднократно становилось одной из причин неудачных военных столкновений с ХАМАСом в секторе Газа, во время которых жертвы среди гражданского населения являлись основной причиной международного давления на Израиль с целью прекратить кампании до того, как поставленные задачи были решены.

Впервые на эти последовательные провалы обратил внимание государственный контролер Израиля в 2008 году (на тот момент – Миха Линденштраусс). Он серьезно изучил этот вопрос и пришел к неутешительным выводам. В своем специальном докладе, опубликованном в 2009 году, он использовал жесткие формулировки, чтобы подчеркнуть серьезность проблемы.

Ведомство государственного контролера неоднократно обращало внимание канцелярии премьер-министра, а также Министерства иностранных дел о продолжающихся неудачах Израиля в сфере пропагандистского воздействия на целевую аудиторию, говорящую на арабском языке. Этот системный недостаток проявился в полную силу в период операции «Литой свинец» и ее последствиях… Неприемлема ситуация, при которой на практике не существует адекватного ответа на информационном фронте. Отсутствует эффективное вещание на целевую аудиторию на арабском языке, представляющее события с израильской точки зрения особенно в чрезвычайных ситуациях.

Во втором специальном докладе (в январе 2010 года) государственный контролер подчеркнул, что «израильские арабы подвергаются антиизраильской пропаганде, исходящей из арабских телевизионных каналов, особенно от «Аль-Джазиры», а также от «Хизбаллы» и ХАМАСа»… «Голос Израиля» на арабском языке не имеет доступа к палестинцам сектора Газа и Западного берега р. Иордан, а также гражданам всего арабского мира… Израиль не активен в этой критически важной области».

Израильский эксперт призывает свое правительство признать, что страну оценивают по сообщениям в СМИ и телевизионным картинкам, независимо от реальных фактов и обстоятельств. В асимметричном противостоянии любая военная операция или инцидент может подвергнуться манипуляциям и искажениям стороной, которая считается жертвой несправедливости. О важности пропагандистской деятельности государства свидетельствует китайский военный стратег и философ Сунь-Цзы, который утверждал в своем трактате «Искусство войны»: «Незачем уничтожать врага; нужно лишить его решимости вступить в бой».

Тем временем, об отсутствии у Израиля искусности в проведении кампаний по распространению влияния и пропаганде говорят высокопоставленные сотрудники Министерства обороны Израиля, особенно сравнивая свою страну с Россией. Асаф Орион, руководитель российско-китайской научной программы в Институте исследования национальной безопасности (INSS), считает, что помимо России, Китай так же представляет для Израиля новый тип угрозы национальной безопасности. В том, что касается кампаний по оказанию влияния, Россия – «самый высококлассный игрок». К тому же «у России в Израиле есть легкодоступная аудитория, способствующая подобного рода воздействию. Вопрос только в том, будет ли у русских в этом интерес». В любом случае, у Израиля нет опыта в противостоянии таким пропагандистским угрозам[ii].

Представляется, что правы те, кто считает основной проблемой израильской пропагандистской политики (не только относительно арабоязычной аудитории) игнорирование или неспособность противопоставить весомые аргументы «оккупационной» риторике, которая наносит основной ущерб репутации Израиля. Именно образ оккупанта нейтрализует попытки Израиля доказать порой очевидную справедливость своей позиции или вопиющие факты предвзятого отношения к своим действиям.

 

[i]               Отсутствие голоса Израиля на арабском языке // Центр стратегических исследований Бегин-Садат. 07.08.2018. URL: https://besacenter.org/perspectives-papers/israel-arabic-media/ (на англ. яз.)

[ii]              Когда Россия становится CCCР на стероидах, Израиль может также стать мишенью // Haaretz. 29.04.2018.  URL: https://www.haaretz.com/middle-east-news/without-naming-russia-israel-moves-against-meddling-in-its-elections-1.6032778 (на англ. яз.)

52.26MB | MySQL:103 | 0,531sec