К вопросу о падении турецкой лиры. Часть 3

Новая турецкая лира, деноминированная турецким руководством в 2005 году (при этом было отброшено шесть нулей, а миллионы лир стали просто турецкими лирами — И.С.), демонстрирует антирекорд за антирекордом.

Накануне официально установленный Центральным банком страны курс турецкой валюты (покупка) составил уже 6,8789 к доллару США и 7,8327 к евро. При этом вилка обмена валюты в страны – разумеется, шире чем у ЦБ. Продажи в пунктах обмена валюты идут по завышенной стоимости, покупки – по заниженной. В стране поползли слухи про 1 доллар США за 8 тур. лир и 1 евро – за 10 лир.

Президент Турции Р.Т.Эрдоган выступил с серией очередных заявлений. С другой стороны, появилась информация о задержании сотен тех, кто «сеет панику» в социальных сетях и, как сообщалось, способствует падению курса национальной валюты.

Итак, накануне президент Р.Т.Эрдоган сделал очередные заявления о том, что Турецкая Республика находится в экономической «осаде». Равно как и о том, что наблюдаемое в настоящее время не имеет «ничего общего с ее экономическими показателями».

Турецкий лидер, в ходе своего выступления в Анкаре перед послами страны за рубежом подчеркнул, что Турция «преодолеет атаку на свою экономику», настаивая на том, что экономика Турции остается сильной, а курс турецкой валюты скоро снизится «до самого разумного уровня». Важным обещанием при этом прозвучало, что Турция не будет посягать на банковские счета в долларах граждан страны – об изъятии или принудительной конверсии этих вкладов не может быть и речи.

Делая очередную отсылку к США Эрдоган, в частности, указал, что «хулиганы глобальной системы не могут грубо, бесстыдно посягать на наши завоевания, которые были оплачены кровью».

Пришлось Эрдогану и комментировать своё ранее сделанное заявление о том, что у него есть план «В» и план «С». В ответ на начавшиеся распространяться слухи о том, что план «С» — это уже замораживание капиталов, турецкий президент сравнил распускающих их с «гадалками, читающими мысли». Публикующих посты отрицательного по отношению к турецкой экономике характера, Эрдоган назвал «предателями», ведущими против страны «экономический террор». Как пообещал турецкий лидер, они будут наказаны.

Также очередное, не первое уже в ходе валютного кризиса в стране (а наблюдающееся уже вполне подпадает под понятие «кризиса» — И.С.), заявление сделал министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Впрочем, как и в случае президента страны, его риторика в отношении экономической ситуации в стране носила достаточно привычный характер. Эту риторику можно свести к одному постулату: «США не смогут добиться от Турции результатов санкциями, а Турция настаивает на решении проблемы (пастора Брансона – И.С.) посредством диалога и дипломатии».

Выступая на том же мероприятии, что и турецкий президент, М.Чавушоглу заявил: «Мы не можем принять эти санкции и угрозы. Наши ожидания от США — оставаться верными нашей традиционной дружбе и нашему альянсу НАТО». Что характерно, турецкий министр в ходе своего выступления говорил о том, что именно США сейчас находятся в «замешательстве», не зная, что делать в подобной ситуации с Турцией. Особенно, в преддверии ноябрьских выборов в Конгресс.

Турецкий министр подчеркнул, что его страна сделала «достаточно» для восстановления нормальных двусторонних связей и призвал Вашингтон вернуться к «культуре компромисса». Тут же М.Чавушоглу напомнил о том, что США никак не реагируют на просьбы Турции по высылке из страны беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в организации попытки военного переворота в стране в ночь с 15 на 16 июля 2016 года.

Третьим основным докладчиком в складывающейся ситуации, естественно, является министр казначейства и финансов Берат Албайрак, заговоривший о том, что его план действий вступил в силу 13 августа. Он отметил, что с понедельника соответствующими ведомствами предприняты необходимые шаги, которые будут сопровождаться объявлениями для всех участников рынка.

Как отметил турецкий министр казначейства и финансов, план подготовлен «для банков и реальной» экономики», в том числе, для компаний малого и среднего бизнеса, которые больше всех подвержены колебаниям курса иностранной валюты.

Как и турецкий президент, министр Б.Албайрак отверг любые предположения о том, что государство  может произвести «интервенции» в долларовые банковские счета и предупреждая, что «будут поданы судебные иски против тех, кто распространяет слухи и ложь». Слабость турецкой лиры турецким министром списана на «внешнюю атаку», однако долгосрочного эффекта от выступления турецкого министра на бирже, как показали последующие торги, не получилось.

Подводя черту: турецкое руководство выступает с достаточно привычными для себя заявлениями. Именно по этой причине, эффект от этих заявлений слабеет день ото дня. А рецептов для того, чтобы нормализовать ситуацию турецкое руководство пока предложить не может. Но, совершенно очевидно, что они лежат не в плоскости переговоров с США.

52.22MB | MySQL:103 | 0,644sec