Ситуация в Израиле: июль 2018 г.

Внешнеполитическая активность Израиля в течение месяца была сосредоточена преимущественно вокруг сирийской и иранской проблематики и характеризовалась тесным контактом по указанным вопросам с Москвой и Вашингтоном. В области внутренней политики в июле можно отметить продолжение работы над законодательными инициативами, обсуждавшимися в прошлом месяце. При этом перед депутатами Кнессета стояла задача успеть провести все знаковые законопроекты до ухода на парламентские каникулы.  Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

В июле продолжила оставаться напряженной ситуация в районе северных и южных границ Израиля. Сохранившаяся практика запуска не территорию страны воздушных шаров и змеев с прикрепленными бутылками с зажигательной смесью, а также ракетные обстрелы из Газы привели к тому, что ЦАХАЛ нанес мощный удар по позициям боевиков в секторе, ставший самым масштабным со времен операции «Нерушимая скала» лета 2014 г. Были поражены десятки целей, включающие склады с боеприпасами, тренировочные лагеря и командный пункт Бейт-Лахия.

На сирийском направлении, демонстрируя «красные линии» в отношении конфликта, ЦАХАЛ сбил 11 июля беспилотник, направлявшийся в воздушное пространство Израиля из Сирии. В прессе сообщения о происхождении и миссии дрона расходятся. В ряде израильских изданий отмечается, что он мог принадлежать Ирану и осуществлять разведку под предлогом напряженности, связанной с действиями сирийских правительственных сил в провинции Дераа. Другие СМИ, включая некоторые российские, настаивают, что речь идет о произведенном в РФ аппарате «Форпост», который занимался сбором данных о позициях террористов на юге республики. Помимо этого сирийская сторона возложила на Израиль ответственность за атаки на авиабазу Тифор 8 июля и на аэропорт Нейраб близ Алеппо 15 июля. По данным Центра мониторинга за соблюдением прав человека в Сирии, в последней были убиты 9 военнослужащих правительственных сил. В некоторых источниках указывается, что лишь шестеро из них были сирийцами. В то же время новостное агентство SANA распространило сведения, что ущерб был нанесен только имуществу.

Официальные визиты

Основным в данном разделе определенно можно назвать визит Б.Нетаньяху в Москву, организованный для обсуждения широкого спектра вопросов ближневосточной повестки дня. На встрече с президентом РФ В.В.Путиным в Кремле 11 июля глава израильского правительства подчеркнул, что Иерусалим настаивает на полном выводе всех подконтрольных Ирану сил с территории Сирии, а также рассчитывает на то, что после конфликта Дамаск будет придерживаться соглашения о разграничении сил с Израилем 1974 г. В ответ на любую провокацию страна обещает давать отпор.  Днем ранее с израильским премьер-министром встретились специальный представитель президента РФ по сирийскому урегулированию А.Лаврентьев и заместитель министра иностранных дел А.Вершинин. В дальнейшем дискуссия была продолжена в телефонном разговоре Б.Нетаньяху и президента США Д.Трампа, позднее стороны развивали диалог на российско-американском саммите в Хельсинки. 23 июля Иерусалим посетила российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ С.В.Лавровым.

Помимо этого в начале месяца Израиль посетила делегация Конгресса США во главе с представителем демократической партии Т.Дойчем. В значительной степени этот визит был призван разрешить набравшие ранее силу дискуссии по поводу того, что израильская проблематика более не является предметом межпартийного консенсуса между американскими демократами и республиканцами.

18 июля в страну прибыл премьер-министр Венгрии В.Орбан. Помимо обсуждения актуальных вопросов ближневосточной повестки дня и перспектив двустороннего сотрудничества, визит во многом оказался под влиянием недавних разногласий между Израилем и Польшей. В частности представители еврейских общин Венгрии не довольны курсом действующего правительства на минимизацию роли режима М.Хорти в Холокосте. Помимо этого, как отметил журнал Economist, в качестве своеобразного проявления антисемитизма была воспринята кампания властей против Фонда Сороса, занимающегося поддержкой оппозиционных сил.

Отношения с международными организациями

В июле обострились отношения Израиля и ЕС. В середине месяца глава израильского правительства поручил генеральному директору МИД вызвать посла ЕС Э.Гиауфрета в связи с его действиями, направленными на то, чтобы помешать принятию закона о национальном характере страны. В частности, Б.Нетаньяху даже заподозрил его в связях с некоторыми парламентариями. В ответ на это Евросоюз выпустил комментарий, в котором утверждалось, что нельзя рассматривать вмешательством во внутригосударственные дела контакты с депутатами, которые осуществляются по линии межпарламентских связей.

По прошествии нескольких дней глава европейской дипломатии Ф.Могерини ответила на майское письмо и отчет министра общественной безопасности Израиля Г.Эрдана о финансировании ЕС неправительственных организаций, имеющих связи с террористами. В исследовании, проведенным израильским ведомством весной, утверждалось, что были найдены свидетельства поддержки Евросоюзом 14 европейских и палестинских НПО, отстаивающих принципы бойкота Израиля, часть из них имеет связи с организациями, которые Брюссель рассматривает как террористические. В ответном письме Ф.Могерини назвала сведения, переданные Г.Эрданом, необоснованными.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

На заседании правительства 1 июля Б.Нетаньяху сосредоточился на экономической ситуации в Иране. По мнению главы израильского правительства, в отношении ИРИ у Иерусалима есть две цели: борьба с получением Тегераном ядерного оружия и остановка «печатного станка», посредством которого он финансирует агрессию и терроризм в регионе. Первая задача ложится на плечи Вашингтона и должна быть решена через санкционное давление. Израиль со своей стороны будет заниматься борьбой с военным присутствием Ирана и его союзников, с особым акцентом на ситуации в Сирии. Как сообщил премьер-министр, по названным вопросам он находится в постоянном контакте с США и Россией.

Данная  тема была продолжена на встрече 8 июля, когда Б.Нетаньяху проинформировал коллег об основных пунктах повестки дня его переговоров с В.В.Путиным. Помимо названных выше опасений относительно Ирана, он отметил, что в вопросе Сирии основным сегодня является требование соблюдения республикой в будущем соглашения о разграничении сил 1974 г. Также глава правительства прокомментировал споры, возникшие по поводу изменений польского закона об Институте национальной памяти. Так, Б.Нетаньяху сообщил, что главной целью израильского правительства было исключение из текста пункта об уголовной ответственности, что и удалось достичь. Комментарии, сделанные в последствие некоторыми историками, премьер-министр не осудил, заявив, что не все пункты были учтены в польско-израильской декларации, и над этим в дальнейшем планируется работать.

15 июля в центре внимания членов кабинета министров оказалась ситуация на границе с Газой. Глава правительства прокомментировал серию ударов по объектам ХАМАС на территории сектора, подчеркнув, что любое посягательство на Израиль и его граждан будет встречать противодействие. На следующий день члены узкого военно-политического кабинета посетили Командование тыла, где для них был проведен брифинг на тему готовности управления по защите гражданского населения к чрезвычайным ситуациям. По итогам поездки было решено создать совместную группу под руководством Совета национальной безопасности страны для развития службы тыла в ближайшие годы.

Повестка дня Кнессета

2 июля во втором и третьем итоговых чтениях 87 голосами «за» при 15 – «против» был утвержден закон о замораживании средств, переводимых ПНА от сборов налогов и пошлин, по причине выплат, производимых террористам и их семьям. По оценкам израильских источников, общая сумма таких затрат Рамаллы превышает 300 млн долларов в год. Однако одобрение законопроекта не снизило накал дискуссии вокруг него. Ряд парламентариев, включая Р.Илатова (НДИ) сочли, что средства должны не «замораживаться, создавая сберегательный счет», а перераспределяться на другие нужды, хотя ранее из-за опасений давления со стороны международных судебных инстанций от этой формулировки было решено отказаться. Депутаты от Объединенного арабского списка заявили, что целью закона является увековечивание израильской оккупации и сохранение политики угнетения в отношении палестинцев.

Комиссия по алие рассмотрела в начале июля проблему выплаты пенсий бывшим гражданам РСФСР, репатриировавшимся до 1992 г. Соглашение об их социальном обеспечении было подписано Израилем и Россией в 2016 г. и вступило в силу в октябре 2017 г., однако, от граждан поступило много обращений по поводу того, что выплаты не производятся. По итогам заседания, в котором приняли участие представители посольства РФ в Тель-Авиве, было установлено, что основной причиной, по которой пенсии по-прежнему не поступают, является неправильное оформление документов самими заявителями, большое количество одновременных обращений, а также бюрократические сложности с обеих сторон.

В области внешнеполитической активности Кнессета можно отметить исторический визит председателя Сената Чехии М.Штеха и спикера Национального совета Словакии А.Данко, за которым последовало решение о готовности Братиславы открыть в Иерусалиме Центр словацкой культуры, что израильской стороной было воспринято как сигнал возможного переноса в будущем туда посольства.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Государство считает развитие еврейских поселений национальной ценностью и будет поощрять и продвигать их создание и укрепление», —  говорится в итоговой формулировке пункта 7 (б) законопроекта о национальном характере Государства Израиль. В прежней трактовке, против которой выступили не только представители оппозиции, но и ряд членов правительственной коалиции, отмечалось, что населенные пункты могут создаваться на основе одного критерия – единства религии или национальности. Как сообщил президент Р.Ривлин, в такой редакции документ может стать основой для дискриминации граждан страны и оказаться «оружием в руках врагов Израиля». В итоге скандальный текст был изъят, что позволило вынести законопроект на голосование до завершения парламентской сессии.

В ночь на 19 июля закон был принят во втором и третьем чтении при поддержке 62 депутатов. Против выступили 55 парламентариев. Важность документа объясняется не только тем, что он закрепляет за Израилем статус национального государства еврейского народа, но и имеет статус «Основного закона», который составляет неписаную конституцию страны.

42.64MB | MySQL:87 | 0,809sec