«Контрабандная война» как угроза ливийской нефтегазовой отрасли

10 – 11 августа текущего года контрабандисты официально были признаны еще одной стороной конфликта в Ливии. Так, 11 августа ливийский Комитет по нефтегазовому кризису объявил о начале полномасштабных столкновений в национальных территориальных водах к северу от города Завия между береговой охраной нефтеперерабатывающего завода «Завия» и бандами контрабандистов, специализирующихся на нелегальной переправке топлива из страны.

Известно, что столкновения эти завершились победой силовиков, но только после получения ими помощи сначала от военно-морских сил, а затем и ВВС Ливии.

Потери ливийцев до сих пор неизвестны. Сами они захватили в качестве трофея в 20 милях к северу от района Абу-Каммаш тунисское судно с четырьмя членами экипажа, тунисцами.

Кроме того, неустановленное число контрабандистов сумели скрыться на территории Туниса.

Впрочем, до сих пор нет ясности относительно захваченных тунисских моряков, поскольку, по одним данным из Ливии, они являлись контрабандистами, но по другим данным, ливийских силовики настоящих преступников упустили и взяли тунисский рыболовный траулер, ведший незаконный промысел в территориальных водах Ливии.

Одновременно Комитет по нефтегазовому кризису призвал принимающих решение лиц страны выработать единую платформу по отношению к контрабанде, сделав персональное обращение к руководству Национальной нефтяной корпорации, Палате представителей и Высшему государственному совету.

При этом он охарактеризовал серию недавних операций, проведенные Военно-воздушными и Военно-морскими силами по предотвращению контрабанды топлива, как «историческую сагу служб безопасности».

Следует особо заметить, что последним по времени инцидентам предшествовали многочисленные полномасштабные рейды ливийских силовиков в ливийско-тунисском сухопутном приграничье.

О том, насколько они были успешны, свидетельствуют последующие события: в результате в последние месяцы ливийские и тунисские власти закрыли границу в районе Вазан-Дехиба для транспорта, за исключением гуманитарных конвоев и машин «скорой помощи» из-за протеста тунисцев, проживающих в пограничной зоне, живших за счет контрабанды.

Граница в районе Рас-Адждира была закрыта с обеих сторон в течение нескольких недель из-за массовых протестов в тунисских городах после усиления ливийскими властями операций против контрабандных операций.

Результатом стало то, что города на юге Туниса уже несколько дней страдают от жесточайшего топливного кризиса, который, по мнению наблюдателей, является прямым результатом прекращения контрабанды топлива из Ливии в Тунис, которая, по оценкам ливийского Комитета по нефтегазовому кризису, составляет 40% потребления тунисского топливного рынка.

Однако следует заметить, что после этого, согласно заявлению, сделанному 12 августа главы Комитета по неефтегазовому кризису Милада аль-Хаджраси, благодаря этим действиям уровень запасов топлива в хранилищах Бреги стал заметно повышаться, а пропорционально этому топливный кризис в западной части Ливии пошел на спад.

В связи с этим М.аль-Хаджраси в своем заявлении информационной службе Президентского совета сделал акцент на том, что это во многом произошло после усилий Комитета и других соответствующих органов по ограничению контрабандных операций.

Он особо отметил, что ливийское государство и его военные службы и службы безопасности при участии Военно-воздушных и Военно-морских сил преисполнены решимости бороться с контрабандой топлива, которая наносит ущерб национальной экономике, оцениваемый в сотни миллионов долларов ежегодно.

Одновременно он указал, что «Эта национальная работа является результатом сотрудничества и совместных усилий компетентных органов и при поддержке ливийского народа» и подчеркнул, что сотрудники нефтяной компании Brega Oil Marketing Company продолжат выполнять свой «долг день и ночи, чтобы топливо и газ были доступны на внутреннем рынке и облегчали страдания людей».

Кроме того, он также призвал Президентский совет продолжать оказывать поддержку Комитету и властям, которым поручено вести борьбу с контрабандой, «с тем, чтобы они продолжали выполнять свою задачу по сохранению богатства ливийского народа».

Однако уже на другой день руководство компании Brega в лице директора Эмада бен Курра не только уволило М.аль-Хаджраси, занимавшего также пост начальника отдела по контролю и распределению топлива и газа, но и упразднило Комитет по нефтегазовому кризису, распределив с понижением его сотрудников по другим своим подразделениям.

Это решение вызвало неоднозначную реакцию в социальных сетях, где большинство блогеров раскритиковали это решение и обвинили тех, кто его выпустил, в поддержке контрабанды топлива, заявив, что решение было принято под давлением некоторых должностных лиц, участвующих в подобных операциях.

Другие же выразили удовлетворение решением и обвинили антикризисный комитет по топливу и газу, и его председателя в плохой работе, настаивая на том, что они «преувеличивают свои достижения в СМИ» и «разжигают общественное мнение ради личной выгоды».

В связи с этим ливийские источники стали сообщать, что за этим увольнением могут стоять близкие к Х.Хафтару силы, представители которых якобы сознательно «потворствуют» контрабандистам, чтобы лишить Сараджа денежных ресурсов.

Между тем, аналитическая организация «Международная кризисная группа» (МКГ, неправительственная организация, основанная в 1995 году для осуществления «глобального» анализа и консультирования правительств, международных организаций, таких, как ООН, Европейский союз и Всемирный банк) еще 9 августа текущего года предупредила о перспективах возникновения нового вооруженного конфликта в районах добычи и транспортировки нефти и газа страны на почве попыток передела этого бизнеса, грозящего похоронить те достижения, которые были предприняты на протяжении последних лет для стабилизации Ливии.

По данным ее специалистов, для предотвращения такого сценария требуются два основных шага.

Первый – «проведение международного обзора банковских операций двух конкурирующих центральных банков в Ливии (то есть контролируемых фельдмаршалом Халифой Хафтаром и премьер-министром Фаизом Сараджем), что должно привести к воссоединению единого учреждения».

Второй — предоставление «Организации Объединенных Наций более активного участия в делах на востоке страны, включая обеспечение безопасности нефтяных объектов, в будущих переговорах по реструктуризации сектора безопасности».

По мнению аналитиков МКГ, такие меры «должны прекратить конфликт из-за контроля над ресурсами и финансовыми учреждениями страны и к прекращению напряженности в связи с нерациональным использованием государственных средств».

Ранее, в июне МКГ предупредила, что «глубинные обиды, лежащие в основе этого конфликта, все еще не решены», а раз так, то основа для продолжения борьбы в стране, сохраняется.

Показательно, что произошло это сразу после того, как группировка под предводительством полевого командира Ибрагима аль-Джадрана 14 июня захватила нефтеналивные порты после столкновений с вооруженными группами, лояльными Халифе Хафтару.

При этом в ходе боев стороны потеряли по нескольку десятков человек убитыми и ранеными, а также сильно пострадали порты Сидра и Рас-Лануф, в результате чего ливийский нефтегазовый экспорт заметно сократился.

Между тем, захватчики данных объектов отказались передать их Национальной нефтяной корпорации в Триполи, однако им пришлось пойти на попятную под международным давлением.

Однако полноценному использованию нефтегазовой инфраструктуры вновь помешал спор за эти ресурсы, в котором, как представляется, группировки полевых командиров и контрабандисты играю вторичную роль, а на первом плане остается соперничество между Сараджем и Хафтаром.

В любом случае, нынешняя ситуация с «контрабандной войной» наглядно свидетельствует об отсутствии серьезных прорывных достижений относительно общей ливийской стабилизации, что, впрочем, играет на руку другим нефтегазовым производителям, поскольку данная ситуация способствует повышению стоимости на мировом рынке «черного золота».

62.81MB | MySQL:102 | 0,469sec