Итоги заседания Центрального комитета Организации освобождения Палестины

Центральный комитет Организации освобождения Палестины (ЦК ООП) провел заседания в Рамалле с 15 по 17 августа 2018 года.  Это не первое мероприятие политического значения за последние месяцы, организованное институтами ООП, Палестинской национальной администрации (ПНА) и ФАТХа. Везде повестка дня определялась необходимостью решения острых политических задач. Вот и сейчас одной из приоритетных тем для обсуждений было радикальное изменение позиции американской администрации Дональда Трампа в отношении палестинцев и израильско-палестинского конфликта. Не менее важной проблемой стали попытки заключения перемирия или соглашения между ХАМАСом и Израилем в секторе Газа без участия ПНА, что активно поощряется американцами в координации с Израилем.

Центральный комитет ООП, также известный как Палестинский центральный комитет, создан  Палестинским национальным советом (ПНС, законодательным органом ООП, представляющим интересы всех палестинцев, в т.ч. проживающих в диаспоре) в 1973 году и являлся вторым по значимости институтом Организации освобождения Палестины (ООП). Этот орган призван принимать политические решения между сессиями ПНС, выступая в роли связующего звена между ПНС и Исполнительным комитетом ООП (высшим исполнительным органом ООП). ЦК ООП возглавляет спикер ПНС, а его члены избираются ПНС из кандидатов, выдвинутых Исполкомом ООП. В состав ЦК ООП входят представители Исполкома ООП, ПНС и Палестинского законодательного совета (ПЗС, законодательного органа ПНА, представляющего палестинцев Западного берега р. Иордан и сектора Газа [по факту до 2007 года]), а также других структур ООП. В связи со сложившейся политической ситуацией разобщенности между Рамаллой и Газой и невозможностью проведения выборов, в 2013 году было объявлено о том, что ООП делегирует своему Центральному комитету функции правительства и парламента ПНА. Глава ПНА Махмуд Аббас (по совместительству председатель ООП) хотел, чтобы ЦК ООП фактически заменил собой ПЗС, где большинство мест принадлежат представителям организации ХАМАС[i]. С учетом того, что ХАМАС не входит в ООП, исламисты, тем самым, практически оставались за бортом официальных властных палестинских институтов.

Заседание последнего по времени ЦК ООП состоялось на фоне серьезного вызова статусу ООП как единственного законного представителя палестинского народа и реальной возможности навязывания палестинцам решения, которое окончательно отделило бы сектор Газа от Западного берега р. Иордан. К тому же имеются свидетельства того, что существует желание изолировать самого Махмуда Аббаса (Абу Мазена) в связи с его сопротивлением любым мерам, которые могли бы продвинуть политику администрации Дональда Трампа в регионе, особенно тем, которые по его убеждению, станут причиной раскола среди палестинцев.

Таким образом, повестку дня заседаний ЦК ООП сформировали угрозы и необходимость противодействовать любым шагам, которые наносят ущерб палестинским национальным интересам, и играют на руку Соединенным Штатам и Израилю. Вашингтон и Иерусалим, по мнению официальной Рамаллы, стремятся увековечить раскол между палестинцами, воспрепятствовать формированию палестинского государства в соответствии с Палестинской декларацией независимости от 1988 года, и содействовать «сделке века», которую эмиссары американского президента Д.Трампа (Джаред Кушнер и Джейсон Гринблатт) готовят уже на протяжении 18 месяцев.

В заседаниях ЦК ООП не приняли участие представители Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП) в знак протеста против того, что его члены были исключены из институтов ООП, а также сложившейся ситуации, которую они описывают как захват ФАТХом ООП и узурпация права принятия общих национальных решений. Отсутствие именно ДФОП вызвало серьезное беспокойство в руководстве ФАТХа, несмотря на то, что в мероприятии не приняли участие и другие группы, включая Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) и Палестинскую национальную инициативу (ПНИ), организацию Мустафы Баргути.

Заключительное заявление Центрального комитета ООП носило декларативный характер. Отметим основные положения:

  • Взаимоотношение с Израилем основывается на «борьбе палестинского народа с оккупирующей его страной и оккупационными силами». Независимость остается главной целью. Пятилетний переходный период, упомянутый в соглашениях Осло, уже недействителен, т.к. Израиль игнорирует эти соглашения. Дело в том, что соглашение «Осло-2» предусматривало расширение палестинского самоуправления на Западном берегу р. Иордан посредством избрания органа палестинского власти (по сути ПНА) на промежуточный период сроком не более 5 лет со дня подписания соглашения «Газа-Иерихон», т.е. до мая 1999 года. Этот промежуточный период (следуя букве Норвежских соглашений) затянулся до наших дней.
  • Решение Д.Трампа по Иерусалиму и перемещение американского посольства осуждаются. Из-за своих действий Соединенные Штаты потеряли статус беспристрастного посредника на палестино-израильских переговорах и больше не могут единолично выполнять эту функцию.
  • Любые договоренности по сектору Газа являются национальным делом ООП, а не какой-либо конкретной фракции палестинского народа, как это было в ходе переговоров в 2014 году после военной операции «Нерушимая скала», проведенной Армией обороны Израиля в Газе. Попытки заключить соглашение с ХАМАСом направлены на то, чтобы способствовать продвижению «сделке века» администрации США, создать государство в Газе, увековечить раскол между Западным берегом р. Иордан и Сектором, фактически положив конец идее палестинского государства на основе границ до июня 1967 года[ii].

По некоторые декларативным заявлениям был принят ряд решений:

  • Связь с Израилем: ЦК ООП одобрил рекомендацию Исполкома ООП исполнить решения ПНС по выстраиванию отношений с Израилем. Эти решения включают: отказ от признания государства Израиль до тех пор, пока оно не признает палестинское государство в границах 1967 года; прекращение координации/сотрудничества в области безопасности с Израилем; и выход из Парижского протокола экономической координации между сторонами. Эти меры осуществляются в рамках перехода от Палестинской национальной администрации к этапу национального государства (но без демонтажа институтов ПНА).
  • Созвать международную конференцию при международной поддержке пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Конференция должна пройти на основе соответствующих резолюций ООН, Арабской мирной инициативы и идей, озвученных Махмудом Аббасом во время выступления на СБ ООН 20 февраля 2018 года после решений Д.Трампа по Иерусалиму. В своей речи М.Аббас призвал к проведению международной конференции при поддержке многонациональных структур и признанию палестинского государства всеми членами ООН.
  • Продолжить борьбу со «сделкой века» Д.Трампа: ЦК ООП отвергает то, что является попытками ликвидировать палестинскую проблему и палестинский национальный проект, включая любое временное решение или создание государства в секторе Газа. США являются партнером Израиля и частью проблемы, а не ее решением. ЦК ООП обязуется и впредь прилагать усилия, направленные на пресечение любой сделки, продвигаемой американской администрацией. Принято также решение продолжать отказываться от каких-либо контактов с Белым домом до тех пор, пока он не отменит свои решения в отношении палестино-израильского конфликта и его урегулирования.
  • Бойкотировать товары, произведенные в еврейских поселениях на оккупированных территориях (на Западном берегу р. Иордан).
  • Поддержать и усилить антиизраильскую кампанию BDS («бойкот, изоляция и санкции») после принятия Кнессетом Основного закона, по которому Израиль объявляется государством еврейского народа.
  • Создать Высший национальный комитет по делам Иерусалима, который будет пользоваться исключительными полномочиями по всем вопросам, касающимся города.
  • Поручить Исполкому ООП урегулировать спор между различными фракциями в палестинской политической системе, чтобы добиться национального согласия в рядах ООП.

По мнению экспертов Института исследования национальной безопасности признание президентом Д.Трампом Иерусалима столицей Израиля, перевод посольства США из Тель-Авива в Иерусалим и изменение политики Белого дома в отношении палестинского вопроса обострили проблемы, стоящие перед ПНА и ее главой М.Аббасом. К тому же вследствие  американского давления, достигнутого взаимопонимания с Израилем и заинтересованности в стабильности и спокойствии на своих границах с сектором Газа, Египет фактически дал понять, что он будет готов работать в направлении прекращения огня в секторе Газа, даже без согласия М.Аббаса и ПНА. Впрочем, официально Каир продолжает рассматривать ПНА в качестве суверенного субъекта и делает вид, что согласие ПНА имеет значение для продвижения политического процесса.

По сути, Египет уравнял ХАМАС в статусе с ПНА, понимая, что Рамалла уже не является препятствием для организации в секторе Газа. Если ХАМАС в своих договоренностях с Израилем получит поддержку других палестинских группировок, то сможет утверждать, что это является обще палестинским соглашением. Бойкот заседаний ЦК ООП членами НФОП и ДФОП ослабил статус ООП как всепалестинской организации, хотя обе эти фракции и заявили, что не собираются сотрудничать с египтянами без ФАТХа. Будучи фракциями светского характера, НФОП и ДФОП обычно выступают против взаимодействия с исламской организацией, такой как ХАМАС, без поддержки ФАТХа, но, похоже, в этот раз ДФОП заинтересован в том, чтобы освободить своих членов от исполнения обязанностей в рядах ООП.

На данный момент М.Аббас и ФАТХ стоят на своих позициях. Во имя палестинского национального согласия им до сих пор удавалось мешать посланникам президента США добиться прогресса в «сделке века», о которой американская  администрация объявила с момента прихода к власти Д.Трампа. При поддержке Саудовской Аравии, Иордании и даже Египта Рамалла вынудила эмиссаров Д.Трампа признать свою неспособность преодолеть на пути продвижения «сделки» препятствия, которые создал М.Аббас, и уменьшить свою активность в этом вопросе. После неудачных попыток организовать восстановление сектора Газа, представители президента США в регионе сосредоточились на совместных публичных заявлениях, в которых выражается заинтересованность в решении проблемы палестинцев.

Похоже, что обе стороны на палестинской арене в настоящее время пользуются определенным преимуществом. М.Аббас, который, несмотря на упомянутые выше факторы, по-прежнему обладает статусом единственного представителя палестинского народа, может выступать от имени всей нации. Он может нейтрализовать предпринятые в Каире попытки достичь договоренности по сектору Газа в обход ПНА.

Со своей стороны, ХАМАС говорит от имени населения сектора Газа в условиях тяжелого социально-экономического положения в анклаве. Несмотря на продолжающееся падение авторитета ХАМАСа, утверждения руководства организации о том, что ответственность за бедственное положение жителей Сектора несет ПНА и М.Аббас, находят отклик в палестинском общественном сознании в связи с тем, что глава ПНА имеет статус «старшего брата», контролирующего национальные ресурсы.

До тех пор, пока переговоры в Каире не будут возобновлены, конкурирующие ФАТХ и ХАМАС могут контактировать как напрямую, так и через посредников. В условиях борьбы, в которой принимает участие третья неарабская сторона, чьи намерения весьма неопределенны, тот, кто говорит в интересах национального согласия, часто имеет преимущество. Уже достигнуто не обязывающее ни к чему соглашение о прекращении огня или затишье, но примирение между ФАТХом и ХАМАСом, которое должно стать следующим этапом на Каирских переговорах, по-прежнему вызывает большие сомнения, учитывая приверженность М.Аббаса принципу «один закон и одно оружие» на палестинской арене. Упорство главы ПНА только усилилось в связи с беспокойством о намерениях администрации Д.Трампа. Поэтому М.Аббас решил предотвратить еще один заговор против ПНА в секторе Газа.

Что касается заявлений ЦК ООП по взаимоотношениям с Израилем, то их реализация на практике в значительной степени упирается в переход «от ПНА к государству». Для такого перехода важно поддерживать существующие институты. Следовательно, пока М.Аббас возглавляет процесс принятия решений, и внутреннее палестинское примирение не достигнуто, вероятна лишь частичная реализация этих решений, что не приведет к существенному изменению ситуации.

[i] Махмуд Аббас созывает центральный комитет ООП впервые за 4 года

// NEWSru.co.il. 20.06.2007. URL: http://newsru.co.il/mideast/20jun2007/oop8011.html

[ii] Заседание Центрального совета ООП и усилия в отношении договоренности в секторе Газа: две стороны одной и той же монеты // Институт исследования национальной безопасности. 27.08.2018. URL:  http://www.inss.org.il/publication/plo-central-council-meeting-efforts-toward-arrangement-gaza-two-sides-coin/?offset=0&posts=2053 (на англ. яз.)

62.87MB | MySQL:102 | 0,610sec