Ситуация в Сомали: июль 2018 г.

7 июля два взрывных устройства были взорваны смертником в Могадишо у блок-поста на входе в здание Министерства внутренней безопасности Сомали. Это здание находится в непосредственной близости от здания парламента. В результате терактов, по данным полиции, погибли 5 человек из числа гражданского населения, свыше 10 получили ранения. Ответственность за их совершение взяло на себя связанное с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) движение «Аш-Шабаб». По уже сложившейся практике, сразу после взрывов блок-пост атаковали боевики. Их было трое. Все они были уничтожены в завязавшейся перестрелке.

Ровно неделю спустя, 14 июля, джихадисты атаковали с помощью двух заминированных автомобилей комплекс зданий резиденции президента Сомали. Одна из них была подорвана у барьера безопасности на одном из въездов на территорию комплекса, вторая – близ главного въезда. Затем несколько боевиков попытались ворваться на территорию комплекса. При отражении атаки трое из них были убиты. В результате взрывов ранения получили несколько человек из числа гражданского населения. Ответственность за нападение взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

23 июля группа хорошо вооруженных боевиков движения «Аш-Шабаб» атаковала полевой лагерь сомалийских военных на юге страны в районе Барсангуни (40 км к северу от г.Кисмайо). Сначала боевики подорвали заминированную машину у въезда в лагерь, затем они пошли в атаку. Бой продолжался свыше часа. По данным сомалийских военных, потери понесли обе стороны. Движение «Аш-Шабаб», взявшее на себя ответственность за нападение, в своем коммюнике утверждало о 27 убитых сомалийских военных, проходивших службу «на базе, построенной американцами».

Тем временем забытый когда-то порт Бербера, находящийся в Сомалиленде на берегу Аденского залива, получил надежду на интенсивное развитие после того, как в марте с.г.  был передан в управление эмиратской компании DP World. Соответствующее соглашение между эмиратской компанией, принимающей порт стороной и Эфиопией тут же придало новое значение никем не признанному, но стабильному – в отличие от того, что называется сейчас Сомали — Сомалиленду, дав ему надежду, что в итоге это самопровозглашенное образование в итоге получит международное признание.

Согласно упомянутому документу, вклады сторон определены следующим образом: DP World – 51%, Сомалиленд – 30%, Эфиопия – 19%. Предусмотрено, что эмиратская компания направит 442 млн долларов на модернизацию порта.

Строительство первого нового пирса протяженностью 400 метров должно начаться в октябре. Оно продлится 24 месяца. Одновременно должно завершиться строительство объектов 15-километровой свободной зоны вокруг порта. Принимающая сторона – Сомалиленд – заинтересован в первую очередь в этом проекте в создании новых рабочих мест и привлечении новых инвестиций.

Даже без развития инфраструктуры одно только подписание соглашения в 2016 году привело к увеличению в два раза числа переваливаемых контейнеров – в настоящее время этот показатель составляет более чем 100 тысяч контейнеров в год. После завершения работ первой очереди этот показатель должен увеличиться более чем в пять раз. Тем самым Бербера заметно приблизится по своей значимости к порту Джибути, где в 2016 г. были обработаны 987 тысяч контейнеров.

Развитие Берберы во многом связано с заинтересованностью в этом Эфиопии с региональным рынком в 100 млн человек. Аддис-Абеба пытается диверсифицировать свои выходы к морю через Сомалиленд, Эритрею, Кению и Судан. Эфиопия лишилась прямого доступа к морю после достижения Эритреей независимости в 1993 г. С тех пор она оказалась накрепко привязана к порту Джибути, через который проходили свыше 95% ее импорта и экспорта.

Соглашение с DP World относительно Берберы вызвало резко негативную реакцию со стороны Могадишо, который опасается, что оно может привести к международному признанию сложившегося с 1991 года статус-кво, когда Сомалиленд в одностороннем порядке провозгласил свою независимость.

Считается, что через это соглашение ОАЭ и Саудовская Аравия увеличили и без того растущее их влияние в регионе Африканского Рога.

Кроме порта Сомалиленд представил ОАЭ концессию сроком на 25 лет на строительство военной базы в Бербере. Предусмотрено, что ОАЭ и Саудовская Аравия смогут использовать ее в ходе войны, которую они ведут в Йемене против повстанцев – хоуситов, поддерживаемых Ираном. Примерно так же ОАЭ и КСА используют их базу Ассэб в Эритрее.

Ряд экспертов считает, что война в Йемене, в которой увязли ОАЭ и Саудовская Аравия, является ключом для понимания наращивания их присутствия в регионе Африканского Рога. Также в регионе появился и активно действует третий игрок в лице Турции и ее союзника Катара.

28 июля президент Сомали Мохаммед Абдуллахи Мохаммед прибыл в Асмэру с трехдневным официальным визитом. Этот визит по меньшей мере удивил, поскольку Сомали и Эритрею связывают очень сложные отношения. В международном аэропорте Эритреи высокого гостя из Сомали встречал президент страны Исайяс Афеворки.

Главу Сомали в поездке сопровождали министры информации, культуры, туризма, транспорта, строительства, а также госсекретарь по иностранным делам.

«Сомали готово к написанию новой страницы в отношениях с Эритреей. Региональное сотрудничество является ключом прогресса в районе Африканского Рога», — заявил директор подразделения по связям с общественностью канцелярии президента Сомали Абдинур Мохаммед.

Долгое время отношения между двумя странами были по меньшей мере напряженными из-за обвинений Могадишо в адрес Асмэры в том, что та якобы поддерживала движение «Аш-Шабаб2. Эти обвинения привели к тому, что в 2009 г. ООН ввела санкции против Эритреи. Режимом санкций предусмотрены замораживание авуаров и перемещений для политиков и военных, а также эмбарго на поставки оружия Эритрее.

Асмэра регулярно опровергала эти обвинения. Недавние доклады экспертов ООН показали, что нет доказательств такой поддержки.

Визит президента Сомали в Эритрею стал возможным после того, как Эфиопия и Эритрея подписали 9 июля совместную декларацию о прекращении состояния войны между ними, продолжавшегося почти два десятилетия. С этого времени две страны восстановили дипломатические отношения и возобновили регулярное воздушное сообщение между ними.

Сближение Эфиопии и Эритреи началось после того, как к власти в первой в апреле с.г. пришел новый премьер-министр Абий Ахмед. Последний пошел на быстрое сближение с Эритреей. Эфиопия уже потребовала от ООН снять санкции против Эритреи. И генсек ООН Антониу Гутерриш дал понять, что считает эти санкции неоправданными.

Уже 30 июля в рамках визита президента Сомали в Эритрею  — первого со времени достижения последней независимости в 1993 году — две страны подписали соглашение о восстановлении дипломатических отношений на уровне посольств между ними, прерванных более чем 10 лет назад. Соглашение было громко названо «Декларацией о братских отношениях». Это означало, что наступил новый этап в отношениях между тремя соседями по Африканскому Рогу.

Ранее Эфиопия поддержала правительство Сомали, в то время как Эритрея регулярно обвинялась в поддержке движения «Аш-Шабаб», которое пыталось и пытается свергнуть центральные власти в Могадишо.     В новом соглашении, в частности, утверждается, что «Эритрея твердо поддерживает политическую независимость, суверенитет, территориальную целостность Сомали , а также усилия сомалийцев и их правительства, направленные на восстановление законного статуса их страны». В нем отмечается, что две страны намерены развивать «углубленное» двусторонне сотрудничество в областях политики, экономики, культуры, обороны и безопасности.

Как заявил на официальном обеде глава Эритреи, «эпоха кризисов, конфликтов и нестабильности в дальнейшем изжила себя, она подошла к концу, мы входим отныне в переходную фазу в наших отношениях».

Считается, что это потепление в отношениях между Сомали и Эритреей – плод стараний и инициатив нового эфиопского премьера-технократа.

30 июля с учетом текущей ситуации в Сомали Совбез ООН не стал принимать решение о сокращении численности контингента Миссии Африканского союза в Сомали (Amisom). Предусматривалось вывести около тысячи африканских миротворцев в конце октября. Теперь их миссия продлена до конца февраля будущего года. Таким образом, на ближайшие полгода численность Amisom останется неизменной на уровне около 20 тысяч солдат.

В любом случае урегулирование отношений между Сомали и Эритреей – серьезный сигнал, использование которого может привести к достаточно кардинальным изменениям ситуации в Сомали.

62.83MB | MySQL:102 | 0,451sec