О стратегических рисках для российско-израильскиx отношений в связи с инцидентом с самолетом Ил-20 в Сирии

Трагический инцидент с российским самолетом ИЛ-20 с 15 военными на борту, произошедший 17 сентября, имеет для отношений Москвы и Иерусалима ряд важных последствий. Повторения турецкого прецедента 2015 г. сторонам, судя по всему, удалось избежать во многом потому, что предыстория событий тогда и теперь в корне отличалась друг от друга. Несмотря на то, что Россия склонна возлагать ответственность за случившееся на Израиль, который своими действиями нарушил механизм предотвращения конфликтных ситуаций, собственно и согласованный после того, как ВВС Турции сбили Су-24 российских ВКС через два месяца после начала их операции в республике, прямой вины ЦАХАЛа в ударе по самолету все же нет. В пресс-релизе, выпущенном Кремлем по итогам телефонных переговоров президента РФ В.В.Путина и премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху, утверждается: «подобные операции израильских военно-воздушных сил предпринимаются в нарушение суверенитета Сирии. В данном же случае не были соблюдены и российско-израильские договоренности о предотвращении опасных инцидентов». При этом все же четко отмечено, что воздушное судно было уничтожено, цитируя тот же сайт, «огнем сирийских средств ПВО». Исходя из этого, можно предположить, что по пути Турции, отношения с которой после тех событий серьезно обострились, Израилю все же идти не придется.

Тот факт, что израильская сельхозпродукция не столкнется с эмбарго, хотя и является важным, учитывая, что экономические отношения государств столкнулись с трудностями из-за перевеса в сторону решения политических проблем, но все же не решающим. Ситуация с соблюдением соглашения о безвизовом режиме по ряду причин вообще далека от идеальной и независимо от последних событий. Так, в недавнее время существенно возросло число россиян, которым по прилету в Израиль отказывают во въезде. Официальные источники объясняют эту практику тем, что участились случаи обращения к израильским властям с просьбой о политическом убежище. По информации Haaretz со ссылкой на МВД страны, в 2017 г. в Израиль не впустили менее 1,500 россиян, в то время как за первое полугодие 2018 г. их количество превысило 2 000 человек. С другой стороны, из-за неразберихи на российско-белорусской границе израильтяне, несмотря на имеющиеся договоренности с Москвой и Минском,  стали сталкиваться с запретом на въезд в РФ якобы из-за нарушения правил прохождения пограничного контроля в Беларуси при перелетах из России. И на официальном уровне данная ситуация в переговорах тоже пока не фигурирует, а единственное разъяснение по поводу сложившейся практики дало лишь посольство Республики Беларусь в Израиле.

Впрочем, прямого отношения к последнему по времени инциденту в Сирии эти факты не имеют, пусть и будучи важными для общего фона двусторонних отношений. Главным риском, с которым Иерусалим потенциально может столкнуться, является опасность будущего ограничения операций ЦАХАЛа в вопросе уничтожения террористической инфраструктуры Ирана и его прокси в САР. Комментируя события с российским самолетом, представителями АОИ было заявлено, что именно эта задача возлагалась на пилотов, которые, как предполагает российская сторона, «прикрывались» ИЛ-20. Помимо этого более резкая реакция Кремля будет автоматически означать негласную победу Тегерана в соперничестве с Иерусалимом, где первый только и ждет, когда российские власти, наконец, начнут сдерживать израильскую активность, конечной целью которой является полное вытеснение Ирана из Сирии.

После майского визита в Москву заявления Б.Нетаньяху по поводу свободы действий звучали вполне оптимистично. На переговорах в июле данный настрой также удалось сохранить. Во многом это стало возможным потому, что инцидент с перехваченным беспилотником, случившийся параллельно с очередным визитом главы израильского правительства, был разрешен без потерь с российской стороны. Однако уже тогда в Израиле было заметно серьезное беспокойство по поводу опасности любых столкновений с Россией. Сейчас этот риск возрос в связи с итогами телефонных переговоров глав оборонных ведомств двух стран С.К.Шойгу и А.Либермана, который, судя по имеющимся сведениям, были более жесткими, чем раунд общения на высшем уровне.

Вместе с тем о конкретных ограничениях на действия израильской стороны речи пока не идет. Министры обороны договорились усилить координацию, а В.В.Путин обратился к Б.Нетаньяху с тем, чтобы израильские военные в дальнейшем были более осторожны, не допуская повторения нынешних событий. Из этого следует, что Москва все же не ожидает, что Иерусалим остановит свое силовое противостояние с ИРИ, плацдармом для которого стала сирийская территория. Однако причина тому кроется не в доброй воле или вере в механизм «сверки часов», а в том, что, по сути, прямая ответственность за случившееся лежит на тех, кого Россия поддерживает, т.е. на сирийских правительственных силах, чьи ПВО и уничтожили самолет. Следовательно, даже если и обвинять Израиль в том, что действия ЦАХАЛа стали началом трагической цепочки событий, приведших к гибели ИЛ-20, то завершились они все же сирийской стороной, которая в таком случае также должна будет понести наказание. К этой версии событий склоняются и многие израильские политические деятели. К примеру, депутат от партии Ликуд, член комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Й.Киш написал в твиттере по поводу случившегося: «единственным официальным виновником является тот, кто нажал на кнопку, чтобы запустить ракету, сбившую самолет». Аналогичное мнение высказал и экс-глава Совета национальной безопасности Израиля Я.Амидор, четко обозначая, что ошибка совершена не израильтянами, а сирийцами.

При этом стоит учесть, что последствия российских санкций для двух ближневосточных государств окажутся разными. В то время как Израиль при охлаждении отношений с Россией переориентируется на США, способствуя различными способами хотя бы временному усилению американского влияния в зоне конфликта, то САР без поддержки России снова начнет сдавать позиции. Помимо этого, открыто обвиняя Дамаск, российская сторона будет вынуждена признать, что проблема кроется не в конкретном инциденте, а в самом подходе сирийцев к применению ЗРК С-200. Только с начала текущего года было зафиксировано, как минимум, три случая использования этих комплексов, потенциально грозивших опасными последствиями. Два из них имели место в связи со столкновениями с Израилем. Мало того, глубинной причиной этого инцидента является факт эксплуатации устаревшего советского оружия, от которого пострадали не только военные, но и гражданские самолеты. Так, по одной из версий, российский Ту-154, в 2001 г. совершавший рейс по маршруту Тель-Авив – Новосибирск, был сбит ракетой украинского комплекса С-200.

Таким образом, инцидент 17 сентября, будучи, безусловно, серьезной проверкой для российско-израильских отношений, не будет иметь для сторон стратегических последствий, что объясняется,  прежде всего, косвенной причастностью ЦАХАЛа к случившемуся. Вместе с тем в ближайшее время эта тема станет одной из основных в диалоге Москвы и Иерусалима, а прояснения дальнейших последствий следует ожидать после новых раундов личного общения представителей государств, который, вероятно, состоится в ближайшее время на уровне военных. Так, Б.Нетаньяху выступил с инициативой организации визита в Москву командующего ВВС ЦАХАЛ. Помимо этого обстоятельства трагедии будут использоваться израильскими противниками, вовлеченными в сирийское урегулирование, с целью ограничения действий страны.

52.21MB | MySQL:103 | 0,918sec