Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 25

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который состоит из авторских статей, привлекших внимание руководства Фонда.

В частности, говорим о статье авторства Чагатая Оздемира и Неслихан Сайдам под заголовком «Роль турецкого лобби в Вашингтоне в турецко-американских отношениях». Напомним, что мы закончили на перечислении лоббистских структур так называемой «террористической организации» Фетхуллаха Гюлена, чья деятельность направлена против интересов Турецкой Республики (ссылка на материал: http://www.iimes.ru/?p=47880).

Однако, против Турции в США работает, как пишут авторы, не только ФЕТО. Ссылаясь на данные, предоставляемые в соответствии с Актом о регистрации иностранных агентов (The Foreign Agents Registration Act), они указывают на то, что представители прокурдской Партии демократии народов (ПДН), зарегистрированные в США, ведут деятельность, далекую от представления Турции. Напротив, она сфокусирована на нанесении стране ущерба. Здесь возникает фамилия Мехмета Юкселя, представляющего интересы ПДН в Вашингтоне. Формально его деятельность направлена на то, чтобы «поощрять развитие демократии и прав человека в Турции». Однако, как указывается, по факту его деятельность заключается в лоббировании интересов террористов (Рабочей партии Курдистана – В.К.) в Вашингтоне, вразрез национальной безопасности Турции.

Далее авторы делятся наблюдением о том, что представители «всех политических партий и других террористических организаций» тесным образом сотрудничают между собой в США. Важным признаком этого является использование со стороны ПДС и ФЕТО, через своих лоббистов, общих высказываний, направленных против Турции. В материале прямо указывается о сотрудничестве между двумя структурами с тем, чтобы поддержать РПК / ПДС и обеспечить для них поддержку со стороны США в Сирии.

Следующий раздел документа называется «Лоббизм в кризисах, переживаемых Турцией и США».

На протяжении каденции Администрации Б.Х.Обамы турецко-американские отношения переживали череду взлетов и падений. Кризисами, в особенности, был отмечен его второй срок нахождения в Белом доме. Когда в январе 2017 года президентом страны стал Д. Трамп это породило ряд ожиданий, в частности, на то, что между Турцией и США возникнет «новое начало», а двусторонние отношения будут нормализованы. В конце концов, как указывается в Альманахе, «Администрация Обамы не считалась с интересами Турции и поддерживала террористические организации ФЕТО и РПК / ПДС, представляющие для страны прямую угрозу национальной безопасности».

Что же до Д.Трампа, то он приходил ко власти с тезисом о том, что изменит политику, которую до него проводил Б.Х. Обама. Впрочем, этот процесс не ознаменовался позитивными изменениями для турецко-американских отношений. Причины этого могут быть самыми разнообразными. Альманах указывает на то, что Трамп испытывает внутри США проблемы влияния и оказывается неспособным определить четкую внешнюю политику. Таким образом, влияние эпохи Обамы на турецко-американские отношения, даже после его ухода, продолжается. Из отсутствия нового взгляда на отношения произрастает и рост напряженности, который в настоящее время наблюдается в отношениях между Турцией и США.

Первой из проблем является невыдача американцами Турции беглого проповедника Ф. Гюлена после событий 15 июля 2016 года, несмотря на том, что в течение 2017 года Турция «переработала свой запрос о выдаче и выполнила соответствующие процедуры».

Другой темой стала, в определенной степени, обратная ситуация, когда Турция задержала сотрудника генерального консульства США в Стамбуле Метина Топуза, что привело к возникновению между США и Турцией визового кризиса.

Ко всему прочему, стоит добавить ещё и обвинения в нарушении (Турцией – В.К.) американских санкций по отношению к Ирану.

Как пишут авторы материала, во всех этих кризисах между Турцией и США свою роль сыграла лоббистская деятельность. Важную роль в эти периоды времени сыграли лоббистские структуры, действовавшие в интересах Турции. Впрочем, как авторы тут же оговариваются, «влияние Анкары, в заметной мере сократилось из-за противодействия, оказываемого антитурецкими лоббистами».

От себя заметим, что, если смотреть по итоговым результатам деятельности, то итоги лоббистской деятельности Турции в США в период каденции Трампа пока следует признать неудовлетворительными по каждому из актуальных вопросов двусторонней повестки. И это, невзирая на то, что Турция, с точки зрения своих финансовых расходов на лоббизм в Вашингтоне, занимает первые строчки среди стран мира.

Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что попытку решить проблему выдачи Ф.Гюлена или курдский вопрос в Сирии через лоббистскую структуру или кампании в СМИ, с написанием турецкими официальными лицами передовиц в тиражные американские издания, можно сравнить с тем, как если бы Россия пыталась решить «дело Скрипаля», нанимая известное PR-агентство. Если в медицинских терминах, то лоббизм – гомеопатия, а здесь просится уже хирургическое вмешательство.

62.82MB | MySQL:102 | 0,537sec