О видении Катарским национальным банком (QNB) финансового состояния страны и ее перспектив

Несколько ранее мы привели мнение некоторых экспертов о состоянии инвестиционной составляющей финансово-кредитной системы Катара, которой, последние год – полтора, приходится действовать в несвойственном ей режиме из-за снижения цен на энергоносители и введения против страны блокады со стороны саудовской коалиции. Вместо того, чтобы выгодно вкладывать в различные финансовые деривативы излишки от продажи на экспорт газа – главного товара эмирата, Катарскому инвестиционному агентству и Катарскому суверенному фонду пришлось распродать часть активов и принять участие в  нескольких рискованных сделках, что было призвано восполнить внезапно возникший дефицит бюджета, вызванный незапланированными расходами из-за переориентации на новые источники товаров, санкциями против катарских финансовых учреждений и оттока части капитала из страны. Неудивительно, что оказавшись в подобных напряженных обстоятельствах, катарским инвестиционным учреждениям не все удалось осуществить с максимальной эффективностью, и им пришлось понести определённые убытки. Точных данных о финансовых потерях Катара в результате блокады нет и подсчитать их достаточно трудно, но, по некоторым оценкам объем только реализованных в авральном режиме, порой, с значительными дисконтами, активов, может достигать от четверти до трети от всех накопленных Катаром резервов, то есть счет идет на десятки миллиардов долларов.

Тем не менее, общие макроэкономические показатели катарской экономики обуславливают ее достаточную устойчивость в этот турбулентный период и обуславливается это следующими основными моментами: невысокой инфраструктурной и социальной нагрузкой на бюджет в силу географических особенностей и численности населения, страна слишком мала, что позволяет поддерживать высокие уровень жизни и услуг на небольшой территории, меньшей подверженности цен на сжиженный природный газ (СПГ) конъюнктурным колебаниям в сравнении с нефтью, отсутствием дорогостоящих внешних затратных проектов и не участием страны в военных конфликтах. Даже относительно высокие военные расходы, необходимость поддержания и реализации ряда информационных и имиджевых ресурсов и проектов, вроде грядущего чемпионата мира по футболу, не оказывают чрезмерного давления на бюджет страны. Можно констатировать, что кризисное переформатирование катарской финансовой системы прошло, хоть и с издержками, но, в целом, успешно. Не следует забывать и о высокой степени интеграции финансов Катара в зарубежные финансовые институты.

В этой связи уместно будет привести недавние оценки Катарского национального банка (QNB) касательно положения дел в финансовой системе эмирата.

Согласно «более высоким ценам на углеводороды», государственные финансы, как ожидается, прежде чем вернуться к «здоровому профициту» в 2019 году, будут неуклонно улучшаться в контексте бюджета Катара, наблюдаемого в «широком балансе» в этом году, — утверждается в отчете QNB.

«Высокие цены на углеводороды и ограниченность расходов будут способствовать тому, что бюджет будет неуклонно улучшается», — говорится в материалах QNB опубликованных в Qatar Economic Insight-September19 сентября.

Бюджетный дефицит «сузился» до 1,6% от ВВП в 2017 году с 4,7% в 2016 году. Подобное замедление отразило ограничения государственных расходов в связи с замедлением роста выручки.

Данные Министерства финансов Катара показывают, что общие расходы «просели» на 2% в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Важно отметить, что капитальные затраты на крупные проекты в прошлом году продолжали поддерживаться с ростом в 2,6%.

Между тем, в 2017 году, доходы выросли на 9%, чему способствовало увеличение цен на углеводороды, — заявляет QNB.

Что касается расходов, ожидается, что в 2018 году расходы будут демонстрировать скромный общий рост в годовом исчислении, поскольку «сдержанность» в текущих расходах продолжается и, поскольку капитальные затраты на крупные инфраструктурные проекты, в том числе чемпионат мира 2022 года, начинают «сглаживаться», компенсируясь увеличением доходов и стабилизацией платежей новым поставщикам, заменившим страны, поддержавшие блокаду.

Более спокойный климат 2019 года должен затем позволить «некоторое увеличение в текущих расходах и в объеме трансфертов, таких как в QIA или направляемых на обслуживание или погашение долгов, поскольку «сальдо будет расти».

Что касается «прибыли», QNB отметил, что темпы ее роста Катара будут повышаться за счет более высоких доходов от добычи углеводородов, поскольку ощущается «полный эффект от удвоения цен на нефть с уровня в июне 2016 года, а частичное снятие производственных лимитов OPEC стимулирует скромный рост производства, это улучшает прогноз по ВВП».

В результате недавних укрепившихся цен на нефть QNB пересмотрел свои прогнозы по средним годовым ценам на нефть до 72 долл./баррель на 2018 год с 69 долл./ баррель и, на 2019 г., с первоначальных 66 долл./ баррель до 69 долл. США/ за баррель.

Однако, спрос и факторы предложения указывают на тенденцию к снижению цен в 2019 году по мере того, как глобальный спрос охлаждается, а инфраструктурные ограничения на сланцевые поставки в США постепенно исчезают.

Ожидаемое введение НДС в 2019 году увеличит доходы бюджета, примерно на 1¼ % ВВП, что поможет диверсифицировать состав и снизить волатильность государственных доходов.

Согласно прогнозам QNB, рост ВВП Катара в этом году увеличится до 2,6% с 1,6% в 2017 году.

Что касается сферы углеводородов, то банк ожидает в ней «умеренный рост», на 0,2%, что ознаменует конец четырем годам снижения цен.

Отмена сокращения производства OPEC должна способствовать увеличению добычи нефти, в то время как завершение сезона работ по техническому обслуживанию и временному закрытию на предприятиях (лето – это, обычно время проведения регламентных работ на НПЗ и подобных объектах), должны начать стимулировать восстановление производства СПГ в течение года.

В 2019 году ожидается еще прирост в добыче углеводородов на 0,7%.

«Экономические показатели Катара остаются устойчивыми», — заявляет QNB, отметив, что, несмотря на экономическую блокаду, введенную некоторыми из ее соседей, в 2017 году экономика эмирата выросла на 1,6%.

Важным повлиявшим на сдерживание роста был сектор углеводородов, который сократился на 0,7% в результате сокращения объемов производства и сезонного обслуживания на производственных участках СПГ.

Рост в не углеводородном секторе замедлился с «плавающих» 5,3% до «уверенных» 3,6%, что является доказательством устойчивости к временным попыткам разрушения экономической блокадой Катара, предпринимаемыми некоторыми из его соседей.

Согласно отчету QNB, строительство, на долю которого приходится 21% от не углеводородной сферы экономики, остается ключевым фактором роста.

Объем производства в 2017 году вырос на 17,5% при поддержке ключевых инфраструктурных проектов, связанных с осуществлением национальной программы «Виденье 2030, Катар», а также, в рамках подготовки к проведению Кубком мира по футболу в 2022 году.

Рост в обрабатывающем секторе, на который приходится еще 19,5% ВВП (без учета углеводородов), восстановился до 1%, так как проекты, направленные на повышение самообеспеченности и продовольственной безопасности, начинают вступать в силу.

Их влияние можно было более четко увидеть в последние кварталы, когда рост производства в 3-м квартале в 3-м квартале 2018 года увеличился на 3%.

По мнению QNB, решение Катара увеличить объем производства СПГ на 30%, к 2024 году будет «все больше стимулировать следующий этап развития Катара», поскольку, с точки зрения роста, текущая многолетняя волна расходов на инфраструктуру «начнет выравниваться».

Увеличение на 30% означает рост производства СПГ Катаром с 77 млн. тонн в настоящее время до 100 млн. тонн к 2024 году.

Это увеличение производительности, подчеркивается в отчете QNB, потребует огромных инвестиций, как на суше, так и на шельфе, включая строительство трех новых комплексов по переработки газа.

Помимо прямого воздействия на ВВП, не связанный с углеводородами, эта новая инвестиционная фаза, которая должна начинаться с 2020 года, будет оказывать «существенное множительное воздействие на макроэкономику, поднимая спрос на товары и услуги и способствуя развитию страны в соответствии с доктриной National Vision 2030, говорится в отчете QNB в обзоре «Экономический анализ Катара — сентябрь».

Ожидается, что в 2018 году объем ВВП, не связанного с углеводородами, вырастет на 5%. Продолжение расходов на инфраструктуру, поскольку правительство сосредоточивается на завершении крупных проектов в ключевых секторах, будет гарантировать, что строительство останется основой не углеводородного сектора экономики с прогнозируемым ростом на 15,5%.

Подтверждением того, что текущее состояние катарской экономики демонстрирует хорошую устойчивость является недавняя крупная сделка по поставкам сжиженного газа в Китай. Qatargas объявила о заключении долгосрочного договора купли-продажи (SPA) с PetroChina International Company, в раках которого Китаю будет поставляться около 3,4 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год.

Международная компания PetroChina является подразделением PetroChina Company Limited (PetroChina).

В рамках 22-летнего соглашения Sales and Purchase Agreement, (SPA), которое заканчивается аж в 2040 году, Qatargas будет поставлять СПГ из проекта Qatargas 2, совместного предприятия между Qatar Petroleum, Exxon Mobil и Total, на различные терминалы по приему СПГ в Китае, причем первый поставка будет осуществлена в КНР уже в конце этого месяца.

Комментируя это соглашение президент и главный исполнительный директор Qatar Petroleum Саад Шерида аль-Кааби, (являющийся по совместительству председателем Qatargas), заявил: «Я хотел бы поблагодарить правительство Китайской Народной Республики и руководство PetroChina за этот важный контракт. Это соглашение подчеркивает компетентность Катара в обеспечении энергетической безопасности в странах по всему миру, особенно в Азии, а также его уникальное положение как крупнейшего в мире производителя СПГ, обеспечивающего безопасность и надежность по всему миру.

И продолжил: «Мы очень рады поддержать Китайскую Народную Республику в ее стремлении обеспечить поставки СПГ для удовлетворения растущих энергетических потребностей страны. Объявляя о начале этого долгосрочного SPA, мы с нетерпением ждем продолжения поставок надежной и чистой энергии в Китай и страны во всем мире, которые стремятся использовать самое чистое ископаемое топливо для удовлетворения своих энергетических потребностей».

Главный исполнительный директор Qatargas, шейх Халид бен Халифа аль-Тани сказал: «Это важная веха для всех нас. Мы очень рады, что СПГ из Qatargas продолжает вносить свой вклад в удовлетворение огромного спроса на энергию во второй по величине экономике мира.

«С Китаем, который, как ожидается, станет одним из крупнейших газовых рынков в мире, это SPA еще больше укрепит существующие отношения между Qatargas и PetroChina в долгосрочной перспективе».

Условия SPA обеспечивают гибкость в доставке СПГ на различные терминалы приема в Китае, включая портовые терминалы приема СПГ Далянь, Цзянсу, Таншань и Шэньчжэнь, используя парк Qatargas из 70 судов типа Q-Flex и Q-Max LNG.

Qatargas — крупнейшая в мире компания по производству СПГ с годовой производительностью 77 млн ​​тонн.

PetroChina — крупнейший поставщик газа в Китае, на который приходится 66% внутреннего спроса Китая в 2017 году. Ожидается, что Китайская Народная Республика станет одним из крупнейших в мире рынков газа.

В 2017 году потребление китайского газа выросло на 15%, а импорт СПГ — более чем на 40%.

Таким образом, базис экономики Катара позволяет, согласно оценке QNB, с уверенностью смотреть в будущее, невзирая на всю сложную политическую и экономическую ситуацию в регионе.

52.26MB | MySQL:103 | 0,750sec