Ситуация в Ливии: август 2018 г.

Сеул объявил 2 августа о направлении к берегам Ливии корабля ВМС Южной Кореи, отреагировав таким образом на похищение 6 июля на юге страны гражданина РК и трех филиппинцев. Четверо похищенных работали на строительстве одного из гидротехнических сооружений. Как сообщили в Минобороны Южной Кореи, направленный к берегам Ливии корабль ранее участвовал в антипиратской миссии в Аденском заливе. Его экипаж «готовится к любым действиям, в том числе боевым». Неделей ранее специализированный сайт SITE, отслеживающий средства коммуникаций джихадистских группировок, разместил видеозапись с 4 похищенными. Данных о том, когда эта запись была сделана, не имелось.

11 августа в Чаде «повстанцы, прибывшие из Ливии», атаковали рано утром населенный пункт Кури Бугуди в районе Тибести на севере страны близ границы с Ливией. Повстанцы прибыли примерно на 100 внедорожниках, что позволяет предположить, что их было не меньше 500 человек. Многие пикапы были оснащены пулеметами калибра 14,5 и 12,7 мм. По данным Генштаба армии Чада, эта атака была отражена. Правительственные силы сразу же приступили к преследованию нападавших.

Ответственность за нападение взяла на себя чадская повстанческая вооруженная группировка «Совет военного командования за спасение республики» (СВКСР). В коммюнике СВКСР утверждалось, что повстанцам удалось на некоторое время установить контроль над Кури Бугуди. Последнее неудивительно, учитывая их численность, равно как и то, что чадские военные, имеющие прекрасную боевую репутацию, тут же восстановили контроль над ситуацией. Тем не менее при отражении атаки погибли армейский полковник, офицер разведки и комиссар полиции. Сколько при этом погибло рядовых бойцов – не сообщалось.

СВКСР возник в Ливии в 2016 г. Он называет себя политико-военной оппозицией режиму Идриса Деби. Считается, что в его составе несколько тысяч бойцов.

Район Тибести привлекает к себе многих любителей приключений из-за легкости добычи там золота.

16 августа в Нджамене было объявлено о начале войсковой операции по выдворению повстанцев из районов Миски и Кури Бугуди в районе Тибести. Соответствующее заявление сделал по национальному радио министр безопасности Чада Ахмат Башир. Он подчеркнул, что действия подразделений Сухопутных войск будут поддерживать ВВС Чада. Из его слов вытекало, что фактически речь шла о проведении кампании «выжженной земли» с тем, чтобы оставить повстанцев и тысячи золотоискателей без запасов воды и продовольствия. Операции предшествовала 24-часовая пауза, в ходе которой местному населению было предложено покинуть опасные районы.

22 августа СВКСР сообщил, что ее боевики атаковали две золотодобывающих шахты в районе Кури Бугуди (регион Тибести близ границы с Ливией). Эта информация была опровергнута министром безопасности Чада А.Баширом и военными источниками. По данным последних, вдоль границы с Ливией в районах Унианга и Вур к тому времени были развернуты дополнительные армейские подразделения, которые получили разрешение преследовать повстанцев в том числе на территории Ливии. Со своей стороны СВКСР утверждал, что целью атаки, начавшейся с территории Ливии 8 августа, является установление контроля над населенными пунктами Вур и Фада. Его представитель опроверг какие-либо связи между СВКСР и группами ливийских джихадистов. По данным СВКСР, в результате атаки 11 августа чадская армия потеряла 73 человека убитыми, 45 солдат попали в плен. Чадские власти не приводили каких-либо данных о возможных потерях среди военных.

14 августа в Бенгази у здания, где заседает Палата представителей — ливийский парламент, рожденный по итогам выборов в 2014 г., возник вооруженный конфликт между охранявшими его бойцами Президентской гвардии. В результате конфликта несколько бойцов и депутат парламента от Тобрука Салех Хашем получили ранения.

Еще в конце июля Палата представителей  — международно признанный парламент Ливии – должна была проголосовать по проекту закона, на основании которого предполагалось организовать референдум по проекту конституции Ливии. Внутренние разногласия не позволили сделать этого.

Палата представителей поддерживает восточное «правительство» Ливии и отказывает в поддержке сидящему в Триполи правительству национального согласия (ПНС). Восточное «правительство» также пользуется поддержкой самопровозглашенной Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара.

20 августа Миссия ООН в Ливии (Manul) призвала ПНС прибегнуть к уголовному преследованию участников тех вооруженных групп, которые препятствуют нормальной работе государственных учреждений. Такой же призыв был адресован и западным странам. Ранее ряд государственных структур, находящихся в столице страны, оказывался целью угроз и прямых нападений со стороны вооруженных групп, формально относящихся к МВД, подчиняющемуся ПНС. В частности, из-за постоянных угроз в более надежное место был вынужден перебраться Ливийский инвестиционный фонд. Ливийская нефтяная компания NOC неделей ранее сообщила, что одна из вооруженных групп, относящаяся к МВД, с помощью силы ворвалась в штаб-квартиру группы Brega Oil с тем, чтобы арестовать ее директора.

«ООН изучит возможность введения санкций против тех, кто препятствует нормальной работе госучреждений или угрожает им», — отмечалось в коммюнике Manul.

23 августа группа вооруженных лиц атаковала блок-пост в Вади Каам, что в районе автодороги между городами Злитен и Хомс на западе Ливии. В результате атаки погибли 6 сотрудников Сил специальных операций, относящихся к МВД ПНС Ливии. 25 августа ответственность за нападение взяло на себя «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ). Со своей стороны в тот же день глава МВД ПНС генерал Абдессалям Ашур заявил, что его подчиненным удалось задержать нескольких участников атаки. По его словам, все задержанные оказались ливийцами. Он не назвал их число. По данным мэра Вади Каама, среди нападавших один был убит, двоим удалось отступить с места боя.

27 августа в юго-восточных предместьях Триполи вспыхнули столкновения между двумя группировками, формально находящимися в ведении ПНС. По данным Министерства здравоохранения, только за день боев стороны потеряли 5 человек погибшими, 33 ранеными. На вспышку боев немедленно отреагировала Manul. Она призвала стороны конфликта «немедленно прекратить боевые действия». Одновременно была выражена «озабоченность неизбирательным применением тяжелых вооружений в густо населенных жилых зонах, что поставило под угрозу жизни гражданских лиц».

Вечером того же дня глава МВД ПНС генерал А.Ашур уточнил, что в боях участвовали 7-я бригада» – милицейское формирование из города Тархуна (60 км к юго-востоку от Триполи), и вооруженная группа, составленная из столичных жителей. 7-я бригада формально относится к Минобороны ПНС. По утверждениям ее представителей, ее позиции на юго-востоке Триполи в кварталах Аин Зара и Салахеддин были атакованы. К исходу 27 августа при посредничестве центральных властей было достигнуто соглашение о перемирии. Однако уже 29 августа бои вспыхнули с новой силой, когда совместный контингент Минобороны и МВД ПНС атаковал позиции 7-й бригады на юге столицы. Тогда же было объявлено, что 7-я бригада больше не относится к Минобороны ПНС. Одновременно стало известно о выдвижении к Триполи могущественных Мисуратских бригад бывших повстанцев, что сразу же напомнило о смертоносном сценарии 2014 года, когда альянс происламистских милиций «Рассвет Ливии» захватил столицу.

К 30 августа стало известно, что за три дня боев на юге Триполи погибли по меньшей мере 30 человек, главным образом – из числа гражданского населения. Ранения получили свыше 90 человек.

28 августа Африканское командование Пентагона АФРИКОМ и ливийские источники сообщили, что в результате американского авиаудара уничтожен один из видных полевых командиров ИГ в Ливии. В момент удара он находился за рулем пикапа в районе Бани Валид в 170 км от Триполи. По данным АФРИКОМ, удар наносился по согласованию с ПНС. По данным ливийских спецслужб, речь идет о Валиде Харибе, которому в декабре 2016 г. удалось выбраться из Сирта, когда этот город штурмовали формирования ПНС.

В целом, новые бои между бригадами бывших повстанцев в Триполи в очередной раз продемонстрировали хаотичность ситуации в Ливии и иллюзорность призывов ряда государств, и в частности, Франции, провести в этой стране выборы до завершения текущего года. Здесь стоит привести оценку ситуации в Ливии, данную базирующейся в Женеве неправительственной организацией Small Arms Survey в докладе «Столица милиций». В нем утверждается – и с этим утверждением можно только согласиться – что «наиболее могущественные триполитанские милиции трансформировались в преступные кланы, влияющие на политику, экономику и администрацию». «Их представители внедрились в чиновничьий аппарат, и они все больше и больше в состоянии координировать их действия в различных государственных институтах. Правительство бессильно», — отмечается в докладе. Там же констатируется, что эти милиции в состоянии помешать проведению любых выборов, если они будут не в их интересах.

62.84MB | MySQL:102 | 0,502sec