Нефтегазовый сектор Алжира и безрезультатные попытки вывести его из кризиса

Нефтегазовый сектор является определяющим для экономики Алжира. Он обеспечивает порядка 95% экспортной выручки и 60% государственных доходов.

Сразу по нескольким базовым сырьевым показателям Алжир находится среди лидеров африканского континента. Алжир – крупнейший производитель природного газа в Африке, второй по объемам поставщик «голубого топлива» в Европу, один из крупнейших производителей нефти на континенте, одна из стран картеля ОПЕК.

В 2019 г. в Алжире пройдут президентские выборы. В этой справке рассмотрено, какие попытки принимало правительство страны в последние годы для того, чтобы оживить энергетическую отрасль Алжира.

Нефтегазовый комплекс Алжира страдает от двух ключевых проблем – недостатка иностранных инвестиций и снижение добычи углеводородов. Рост потребления углеводородов при незначительном росте добычи природного газа и падении добычи нефти ведут к постоянному снижению объемов ресурсов, направляемых на экспорт.

Источник: BP Statistical Review of World Energy 2018

Источник: BP Statistical Review of World Energy 2018 

Инвестиции и сланцы

Международные эксперты, в том числе из Оксфордского института энергетических исследований (The Oxford Institute for Energy Studies) скептически относятся к возможностям Алжира значительно увеличить добычу природного газа или нефти, указывая на ряд ключевых для отрасли проблем – недостаточно привлекательное инвестиционное законодательство страны, сложности с решением проблемы роста внутреннего спроса на сырье, а также существование преград на пути разработки огромных (по предварительным подсчетам) запасов сланцевого газа.

Алжирцы понимают, что их законодательство создает недостаточно привлекательные условия для прихода иностранного капитала. К примеру, государственной компании Sonatrach, в соответствии с законом, полагается иметь контроль над всеми нефтегазовыми проектами в объеме не менее 51%.

Всего, Sonatrach контролирует порядка 80% нефтедобычи в стране.

Кроме того, довольно высоки налоговые ставки.

По данным американского энергетического агентства Energy Information Administration, Алжир является третьей в мире страной по объемам запасов сланцевого газа. Агентство оценивает технически извлекаемые запасы этого сырья в 20 трлн. куб. м, а технически извлекаемые запасы нефти – в 5,7 млрд. баррелей.

Агентство также отмечает, что по оценке международных экспертов, на пути разработки ресурсов Алжир ожидает большое количество преград.

Основные сложности связаны с отсутствием необходимой инфраструктуры в районах залегания запасов сырья и отдаленность этих районов от необходимой инфраструктуры и ресурсов (в т.ч. водных). Кроме того, существуют опасности, связанные с обеспечением безопасности в этих районах – многие до сих пор помнят атаку террористов в январе 2013 г. на месторождения газа в Ин-Аменасе.

Очевидно, что все вышеперечисленные проблемы решаемы, и корень их лежит в недостаточно эффективном управлении энергетической отраслью страны: во всем, что касается деятельности правительства и его энергетического ведомства, а также компании Sonatrach.

Тщетные попытки

Правительство Алжира в годы, последовавшие за падением цен на нефть, постоянно заявляет о новых попытках привнести изменения в нефтегазовую отрасль. Однако, их сложно назвать чем-то большим, чем заявления.

Начнем с постоянных попыток руководства Алжира запустить реформы путем назначения новых руководителей энергетического ведомства и государственной компании Sonatrach. С 2015 г. в Алжире сменилось три министра энергетики, а за последние 15 лет глав Sonatrach меняли девять раз.

О недостатках нефтегазового законодательства постоянно ведут разговоры на протяжении уже более десяти лет. Несмотря на некоторые послабления в законодательстве, сделанные в 2013 г., инвесторы вяло отреагировали на проведенные в 2014 г. тендерные торги, что указывает на бесполезность проведенной реформы.

В мае 2017 г. ныне бывший министр энергетики Н.Бутерфа снова обозначил возможность изменения законодательного поля. Тогда он сообщил о начале переговоров с международными нефтегазовыми компания по этому поводу.

На протяжении года с момента этого заявления, никаких изменений, однако, объявлено не было. Лишь в июле 2018 г. международным информагентствам стало известно, что правительство Алжира наняло юридические и консалтинговые компании для помощи в проведении соответствующих реформ.

Тогда же заговорили о планах внести налоговые послабления для компаний, занимающихся добычей сланцевого газа.

В целом, к осени 2017 г. в Алжире все отчетливее начал проявляться тренд на возвращение к идеям разработки сланцевых углеводородов. В том числе, за «сланец» выступил премьер-министр страны А.Уяхья.

Несколькими годами ранее работы над сланцевыми проектами были заморожены в связи с разразившимися протестами населения против сланцевой добычи.

С 2015 г. правительство постоянно заявляет о намерении сконцентрировать свою инвест-программу на upstream-секторе – секторе разведки и добычи сырья – увеличив долю инвестиций в эту сферу до 70% от общего объема вложений в нефтегазовый сектор. И хотя в последние три года в Алжире все же сумели запустить ряд добывающих проектов, которые неоднократно ранее откладывали, недостаток иностранных инвестиций остается важной составляющей неуспеха Sonatrach и экономики Алжира.

Коррупция

Нежелание иностранных компаний инвестировать в алжирские проекты, помимо прочего, постоянно подпитывают нескончаемые коррупционные скандалы, в которых замешан национальный гигант Sonatrach.

Так, в конце 2015 г. уголовный суд Алжира начал рассмотрение дела, в котором бывшее руководство Sonatrach обвиняли в заключении незаконных сделок с иностранными нефтегазовыми компаниями (на $1 млрд.), взяточничестве, растрате государственных средств, превышении должностных полномочий и отмывании денег.

Компания также оказалась замешана в скандале, связанном с деятельностью компании Unaoil (Монако).

Согласно исследованию, опубликованному The Huffington Post, Unaoil в течении 2007 – 2010 гг. стала посредником между Sonatrach и южнокорейскими компаниями, которые через подкуп получали контракты у алжирцев.  На сделках с участием Sonatrach Unaoil нелегально заработала порядка $16 млн.

Интересно, что вышеупомянутый внутриалжирский коррупционный скандал («Дело Sonatrach 1» и «Дело Sonatrаch 2») вынудили Unaoil прекратить сотрудничество с алжирской госкорпорацией. Коррупция помогла предотвратить коррупцию.

В коррупционные скандалы Sonatrach были вовлечены представители и других компаний. К примеру, фигурантами одного из дел Sonatrach стал бывший глава итальянской Eni П.Скарони, которого обвинили в даче взяток посредникам, которые обеспечили итальянцам получения контрактов на общую сумму в 8 млрд. евро.

Более того, даже назначенный в марте 2017 г. новый глава Sonatrach (действующий, по состоянию на сентябрь 2018 г.) когда-то был под подозрением в организации незаконных сделок через алжирско-американское совместное предприятие. В 2007 г. он был осужден на более чем два года лишения свободы, и вышел на свободу по условно-досрочному освобождению в 2009 г.

Безопасность

Еще одна причина забот для правительства Алжира – обеспечение безопасности на нефтегазовых объектах.

Нападение террористов на энергетические объекты Ин-Аменас в январе  2013 г. нанесло тяжелый удар по нефтегазовой отрасли Алжира. Порядка сорока человек погибло, компаниям пришлось резко сократить объемы добычи и экспорта сырья.

Несмотря на старания правительства и Sonatrach, эти нападения оказались не последними. К примеру, в марте 2016 г. боевики, которые связывали себя с запрещенной в России организацией «Аль-Каида», нанесли удар по газоперерабатывающему заводу «Крешба», расположенному на юге Алжира.

Как сообщалось, нападавшие нанесли несколько ударов из гранатометов, что не привело к потерям среди персонала и не нанесло повреждений инфраструктуре. Тем не менее, работы на объекте на время были приостановлены, а часть рабочих – эвакуирована.

Как сообщают эксперты «Института Ближнего Востока», в последнее время правительство Алжира и сама компания Sonatrach уделяют большое внимание обеспечению защиты нефтегазовых объектов. В то же время, обеспечение безопасности нефтегазовой отрасли стало предметом борьбы между группами в правительстве Алжира.

Ввиду президентских выборов, которые находятся не за горами, и в особенности, в свете объективных предпосылок сравнительно скорой смены власти страны (плохое здоровья президента А.Бутефлики), автор задается вопросом о том, насколько рационально поведут себя игроки алжирского политического поля, пытающиеся усилить влияние в нефтегазовом секторе: насколько все средства будут направлены на охрану нефтегазовых объектов, а не на борьбу между представителями групп власти.

С точки зрения рисков в сфере безопасности нельзя не упомянуть и сохраняющийся «ливийский» фактор, ведь в том же 2013 г. боевики, напавшие на Ин-Аменас, проникли на территорию Алжира из Ливии.

Кстати, существенные запасы сланцевого газа, которые алжирцы в теории могли бы начать добывать, расположены на востоке страны, в том числе близ ливийской границы.

* * *

Как результат, несмотря на, казалось бы, обилие ресурсов, Алжир является одной из наименее удачных экономик среди стран ОПЕК. В последние годы алжирцам не удавалось привлечь иностранные инвестиции в нефтегазовую отрасль, а государственных средств на вложения в новые проекты не хватает.

Несмотря на постоянные попытки привнести изменения в состав руководства нефтегазовой отрасли, правительству не удается по-настоящему запустить реформы, так необходимые изменения в законодательстве постоянно откладывают. Сохраняющиеся сложности в сфере обеспечения безопасности на нефтегазовых объектах, а также нескончаемые коррупционные скандалы также не играют на руку Алжиру.

В итоге, в отсутствии международных инвестиций и при ослабленной низкими ценами на сырье экономике, у Алжира не хватает средств на запуск действенной программы по развитию нефтегазового сектора. В этих условиях, наметившийся в последний год рост цен на сырье может как придать импульса реформам, предоставив алжирцам внутренние ресурсы для развития upstream-проектов, так и затормозить эти реформы, позволив политикам вновь довольствоваться ростом доходов от существующего экспорта.

62.86MB | MySQL:107 | 0,530sec