Ситуация в Ливане: август 2018 г.

Политическая ситуация в Ливане в августе 2018 г. определялась несколькими ключевыми моментами. Во-первых, продолжающимся правительственным кризисом, связанным с неспособностью основных политических партий страны договориться о формировании нового правительства. Во-вторых, с попытками найти решение проблеме сирийских беженцев в Ливане. В-третьих, с обострившейся проблемой отключений электроэнергии и попытками правительства (временного, так как все его министры являются исполняющими обязанности до формирования нового кабинета) решить данный вопрос. Несомненно, что длительная задержка с формированием правительства негативно отразилась на экономической ситуации в стране, которая и так оставляет желать лучшего. Речь идет о значительном внешнем долге Ливана, откладывании проведения экономических реформ и необходимости замены изношенной инфраструктуры, в частности энерго- и водоснабжения.

1 августа, выступая по случаю Дня Ливанской Армии, президент республики Мишель Аун заявил о том, что требования некоторых политических партий откладывают формирование нового кабинета министров. При этом он имел в виду претензии «Ливанских сил» на 5 мест в новом правительстве, а также требования ПСП о выделении этой партии всей министерской квоты, предусмотренной для общины друзов. «Я подтверждаю свою решимость в сотрудничестве с  назначенным премьер-министром вырвать страну из кризиса, связанного с задержкой формирования нового правительства. При этом я рассчитываю на сотрудничество всех партий и их чувство патриотизма, так как любой регресс в развитии нашей страны будет предательством по отношению к народу и его ожиданиям», — добавил президент. При этом М.Аун подчеркнул, что ни одна партия или религиозная община не сможет монополизировать власть в стране.

Одновременно 1 августа газета «Ан-Нахар», опубликовала аналитический обзор ситуации с формированием кабинета. По данным журналистов, ссылающихся на источники в политической элите Ливана, складывается альянс между В.Джумблатом, С.Джаджаа и М.Ауном с целью удовлетворения их требований при формировании нового кабинета. При этом данный альянс пользуется поддержкой со стороны спикера парламента, лидера движения «Амаль» Набиха Берри. Целью С.Харири и Н.Берри является не допустить ситуации, при которой СПД Джебрана Басиля будет иметь 10-11 министров (блокирующую треть) в новом ливанском парламенте. В статье приводится мнение о том, что зарубежные силы (Иран и Саудовская Аравия) в настоящее время активно не вмешиваются в формирование нового ливанского правительства. Иран занят ситуацией в Сирии, а также своим экономическим кризисом и ожиданием экономических санкций, которые начнутся 4 ноября. Эр-Рияд также выжидает изменений политической обстановки в стране.

5 августа патриарх маронитской церкви Ливана Бутрос Бешара аль-Раи призвал политические партии страны закончить обструкцию формирования нового правительства. Он поддержал инициативу возвращения сирийских беженцев из Ливана, выдвинутую Россией. При этом патриарх отметил, что возвращение беженцев должно проходить в сотрудничестве с ООН, и этот вопрос не должен политизироваться. 12 августа на воскресной проповеди патриарх маронитской церкви обвинил ливанских политиков в том, что они руководствуются частными интересами и подчиняются зарубежному диктату. «Почему мы в Ливане оказались в таком тупике? Потому что политики и чиновники руководствуются частными интересами и расчетами, и подчас подчиняются иностранному диктату. Чем они не руководствуются, так это интересами своей страны и избравших их людей», — констатировал патриарх.

14 августа генеральный секретарь движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла в телевизионном обращении заявил о том, что движение в военном отношении сильнее израильской армии. Выступление Х.Насраллы было посвящено годовщине завершения ливано-израильской войны 2006 года. Он охарактеризовал события последних семи лет (участие «Хизбаллы» в гражданской войне в Сирии) как «великую июльскую войну». «Сопротивление вышло победителем из июльской войны 2006 года. Точно также оно станет еще сильнее после большой войны, развязанной против Сирии ее врагами», — заявил лидер «Хизбаллы». «Я не утверждаю, что  «Хизбалла» является самой могущественной военной силой на Ближнем Востоке, но она явно сильнее израильской армии. Сопротивление в Ливане с его оружием, личным составом, разведкой и другими возможностями является более сильным, чем когда-либо», — отметил Хасан Насралла. Лидер «Хизбаллы» также обратил внимание на необходимость восстановления нормальных рабочих отношений между Ливаном и Сирией. Это стало его своеобразным ответом на заявление Саада Харири о том, что пока тот является премьер-министром отношения с САР при нынешнем режиме в полном объеме не будут восстановлены. Хасан Насралла посоветовал восстановить как можно скорее отношения с Дамаском, необходимые как для ускорения возвращения беженцев, так и для возобновления товарного потока из Ливан в Иорданию и страны Залива. «Мы никого не осуждаем за неверные расчеты и заблуждения в прошлом, но сейчас восстановление отношений с Сирией не терпит отлагательств», — подчеркнул Х.Насралла.

Вопрос о возвращении сирийских беженцев в сотрудничестве с Российской Федерацией довольно активно обсуждался в августе в Ливане политическими кругами этой страны. 5 августа советник премьер-министра по отношениям  с Россией Жорж Шаабан (в прошлом представитель Ливанской компартии в Москве) отметил, что «На следующей неделе будет обнародован ряд практических шагов ливанских и российских чиновников по возвращению сирийских беженцев из Ливана». Он добавил, что программа возвращения сирийских беженцев одобрена как Россией, так и Соединенными Штатами. 16 августа Жорж Шаабан побывал в России, где был принят заместителем министра иностранных дел Российской Федерации, специальным представителем президента РФ по  Ближнему Востоку и Северной Африке Михаилом Богдановым.

Вообще, август оказался очень плодотворным с точки зрения российско-ливанских контактов. 6-7 августа в Москве побывал депутат ливанского парламента, сын Валида Джумблата Теймур Джумблат. Официальным предлогом для поездки явилось обсуждение с российскими дипломатами ситуации друзского меньшинства в сирийском районе Джебель аль-Араб, где они оказались в заложниках у «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Сам Т.Джумблат так осветил свою поездку ливанским журналистам: «Мой визит в российскую столицу и встреча с другом Михаилом Богдановым стал шансом укрепить ту дружбу с российским государством, которая традиционно связывала нас (ПСП). Нас связывала и связывает также общая борьба». Касаясь положения друзов в Джебель аль-Араб, Т.Джумблат отметил: «Мы были свидетелями чудовищных преступлений, совершенных террористами из ИГ против друзов Сирии с подачи и при попустительстве сирийского режима. Целью режима являлся шантаж друзов, чтобы затем использовать их как пушечное мясо в операции в Идлибе».

20 августа с визитом в России побывал министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль. Он провел переговоры с министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым.   Основное внимание на переговорах было уделено проблеме репатриации сирийских беженцев из Ливана. Мининдел Ливана также проинформировал российского коллегу о внутриполитической ситуации в стране. С.В. Лавров отметил, что стабильность в Ливне имеет ключевое значение для баланса сил в регионе. Он заявил, что «Россия и Ливан находятся на одной позиции по вопросу возвращения сирийских беженцев». В свою очередь руководитель ливанской дипломатии подтвердил концессию, данную консорциуму в составе компаний Eni, Total и российской компании «Новатэк» на разработку 8 и 9 блоков шельфового месторождения природного газа в Ливане и пообещал содействии в приобретении концессии еще на двух блоках.  24 августа в газете «Ан-Нахар» появилось сообщение о том, что российская сторона предложила Бейруту разместить на путях возвращения беженцев на глубине 20 километров на ливанской территории российскую военную полицию. 31 августа в интервью каналу EuroNews премьер-министр Ливана Саад Харири отметил, что он «предпочитает сотрудничать с российским президентом Владимиром Путиным, чем с сирийским режимом». С.Харири отметил: «Россия сумела отстоять свою точку зрения, и будет контролировать Сирию. Отныне мы сотрудничаем с русскими».

В августе в Ливане остро встал вопрос о генерации и распределении электроэнергии. 12 августа генерирующий электроэнергию корабль турецкой компании «Карадениз» остановился для продажи электроэнергии в порту Зук после того, как его не приняли в портах Джие и Захрани по причине протестов местных жителей и ряда политических партий. Из порта Зук электричество будет поставляться в районы Метн, Джбейль и Кисраван. Корабль вырабатывает 100-120 мегаватт энергии в сутки, что достаточно для того, чтобы обеспечить в эти районы поступление электричества 22-24 часа в сутки. Контракт с фирмой «Карадениз» был пролоббирован и подписан ив прошлом году Саадом Харири.

В то же время такой способ решения проблемы с электричеством вызвал живейший протест со стороны движения «Амаль». Исполняющий обязанности министра финансов Али Хасан Халиль, представляющий эту партию, подверг резкой критике соглашение с турецкой компанией, заявив о том, что покупаемая с кораблей электроэнергия очень дорога, а постоянно происходящие технические неполадки приводят к сбоям в ее подаче. Между тем, ряд ливанских СМИ объяснили подобную позицию «Амаль» сговором ее лидеров с другими производителями электроэнергии. В этой связи Набих Берри подал в суд на телекомпанию «Аль-Джадид», распространяющую подобные сведения.

52.25MB | MySQL:103 | 0,474sec