О продовольственной безопасности в Марокко

Опубликованные в сентябре с.г. в рамках ежегодного доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) национальные показатели продовольственной безопасности в Марокко заставляют задуматься. С одной стороны, они внушают прочный оптимизм в плане сокращения числа голодающих – здесь положительная и устойчивая тенденция последних лет очевидна и не подлежит сомнению. С другой стороны, обозначились явно новые угрозы национальной продовольственной безопасности, в частности, набирающие обороты процессы ожирения и растущая анемия, что свидетельствует об ухудшении показателей продовольственной безопасности, особенно в том, что касается качественного и здорового питания.

По итогам вышедшего в сентябре ежегодного доклада ФАО о состоянии дел в сфере продовольственной обеспеченности в мире, отмечается значительный прогресс, проделанный правительством Марокко по сокращению количества голодающих в стране. С 2004-2006 гг.  года по сегодняшний день удалось существенно снизить число страдающих недоеданием —  их количество сократилось с 1.7 до 1.4 млн человек и продолжает и дальше сокращаться. Эти показатели значительно ниже, чем в соседних североафриканских странах  — Алжире, Египте и Cудане. В то же время, есть куда стремиться – в Тунисе общее число страдающих недоеданием составляет всего лишь 500 тысяч человек. Если же оценивать число голодающих не в абсолютных величинах, а пропорционально, то ситуация в 35-миллионном Марокко и 12-миллионном Тунисе примерно одинаковая – в обеих странах число испытывающих недоедание не превышает 4-4.3% от общего населения.

Гораздо более тревожной следует рассматривать складывающуюся в Марокко ситуацию и прогноз динамики по другим показателям продовольственной безопасности и питания. В частности, по данным экспертов ФАО, с 2012 по 2017 гг. существенно вырос показатель ожирения среди взрослого населения Марокко – с 4.8 до 5.9 млн человек. Таким образом, более 20% населения Марокко страдает ожирением. Пока это ниже среднего показателя по региону Северной Африки (достигающему 25% в 2016-2017 гг.), однако динамика негативная, приближающая к этому среднему уровню. Страна также находится в списке наряду с Алжиром и Тунисом по показателям растущего ожирения среди детей.

Кроме этого, исследования ФАО также свидетельствуют о высоком уровне анемии среди женщин — в возрастной категории от 15 до 49 лет по состоянию на 2017 г. в абсолютных показателях более 3.5 млн женщин страдали анемией из-за нехватки качественного и обогащенного витаминами питания.  В динамике цифра также негативная – в 2012 году их число составляло лишь 3.1 млн (на 400 тысяч меньше). В то же время, в процентном отношении, общее число женщин, страдающих от анемии, достигло в Марокко почти 37%.

Таким образом, следует отметить тот факт, что Марокко является одной из стран в мире, подверженных негативному воздействию одновременно нескольких форм плохого питания (ожирение, недоедание, анемия и дефицит микронутриентов), что создает целый ряд комплексных проблем в сфере национальной продовольственной безопасности и требует от правительства проведения интегрированной и долгосрочной стратегии по преодолению этих вызовов.

В то же время, последовательные усилия правительства Марокко по ликвидации голода посредством разработки и имплементации общенациональных планов и стратегий не следует недооценивать.  С 2008 года правительство запустило амбициозный «План зеленого Марокко» (PVM), который был реализован в различных регионах страны в целях повышения производительности и роста местного производства. Успех плана заключался в его сбалансированности с фокусом как на развитие крупных фермерских производств агробизнеса и привлечения инвестиций, так и на содействие малым фермерских хозяйствам, особенно в бедных и маргинальных районах с высоким уровнем бедности. Результаты впечатляют – с 2008 года в 700 флагманских проектов было инвестировано почти 5 млрд долларов США, в частности в целях механизации, создания ирригационных систем и использование удобрений. К его финансированию удалось привлечь в том числе и ряд международных институтов, в частности, Африканский банк развития выделил 130 млн долларов. По оценкам ФАО, ежегодный рост аграрного сектора в стране с 2008 года составлял в среднем 7%. Вклад аграрного сектора в ВВП Марокко сегодня, по результатам реализации национального плана, составляет 15% (вклад агропромышленного комплекса – 19%), а доля занятых в нем – до 40%. Резюмируя, национальный план позволил достичь великолепных результатов с точки зрения использования сельского хозяйства как драйвера для общего социально-экономического развития страны.   По оценкам местных экспертов, агропромышленный комплекс Марокко таким образом вносит прямой вклад в обеспечение продовольственной безопасности 35 млн потребителей страны.

При этом, однако, проведенный ФАО анализ ситуации в сфере продовольственной безопасности Марокко говорит о том, что данных усилий недостаточно. Действительно, взятый правительством в предыдущие годы курс на ускоренное производство (и экспорт) продовольственной продукции позволил укрепить роль и значение аграрного сектора в национальной экономике и содействовал росту его инвестиционной привлекательности. В результате, были достигнуты впечатляющие результаты в том, что касается развития агробизнеса, повышения эффективности и уровня механизации. Но и здесь предстоит еще многое сделать. К слову сказать, по эффективности использования удобрений на 1 гектар земли, показатели в Марокко все еще в 4 раза ниже, чем во Франции. А по уровню механизации аграрного сектора Марокко отстает от Испании в 11 раз.

Однако, помимо вектора на расширение производства за счет развития крупных хозяйств, существует целый ряд нерешенных до сих пор проблем и препятствий. Среди них  — низкая степень субсидирования аграрного сектора (лишь 8% по сравнению с 30-70% в европейских или латиноамериканских странах). Также сдерживающее воздействие оказывает дефицит водных ресурсов и интенсификация периодов засухи вследствие климатических катаклизмов. Но самая, пожалуй, актуальная задача, требующая решения и инвестиций — поддержка малых фермерских хозяйств и обеспечение их устойчивого развития. Наглядным свидетельством важности этой задачи этого является наличие более 1 млн человек, которые испытывают недоедание, особенно в маргинальных и бедных сельских районах страны. Кроме того, растущие новые формы плохого питания – ожирение, дефицит микронутриентов и анемия – требует от правительства Марокко не просто повышенного внимания, но и новых стратегий и решений, поскольку создают прямую угрозу национальной продовольственной безопасности. В частности, в нынешней структуре аграрного производства Марокко превалируют зерновые – до 75% (низкие по доходности и неконкурентоспособные на соседнем европейском рынке), в то время как важным представляется создание благоприятных условий для местного производства овощей и фруктов, способных обеспечить сбалансированное и качественной питание местного населения.

52.2MB | MySQL:103 | 0,534sec