К итогам визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Германию. Часть 2

В период с 27 по 30 сентября с.г. состоялся государственный визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Германию.

Продолжаем разбор не имеющего прецедентов документа, в роли которого выступил пресс-релиз за подписью лично президента Турции, более всего напоминающий политическую декларацию – подтверждение турецкой приверженности европейскому пути развитию страны (ссылка на первую часть обзора: http://www.iimes.ru/?p=48395).

От разделов под весьма характерными заголовками «Болезненный период в отношениях с Германией теперь остается позади» и «Турция продолжит свои реформы» переходим к следующему, озаглавленному как «На Сирию мы смотрим с Германией с одинаковых точек зрения».

Опять же цитируем документ:

«В ходе нашего визита, другим вопросом стало окончание войны в Сирии и мы увидели, что по этому вопросу являемся обладателями одной и той же точек зрения с Германией. Особое удовлетворение Турции принесло то обстоятельство, что Германия проявляет большую чувствительность к гуманитарному аспекту сирийского вопроса».

Признаться, такая подача информации заставила вспомнить старый отечественный анекдот «кто на нас с Колей?». Турция явно пытается заручиться поддержкой международного общественного мнения, в первую очередь, на Западе по вопросу ситуации в Идлибе. Хотя он в пресс-релизе турецкого президента прямо и не вспоминается.

Причина – проста: меморандум подписанный главами оборонных ведомств двух стран С.Шойгу и Х.Акаром, ставится под сомнение даже в самой Турции. Отметим, что за Турцией там закреплен целый ряд обязательств, причем, что самое тревожное для турок, с конкретными и не столь уж отдаленными календарными датами.

Первая контрольная точка – 15 октября, когда из 15-20 километровой демилитаризованной зоны Идлиба должны быть выведены террористы, а тяжелое оружие сдано. Вторая контрольная точка – 31 декабря этого года, до которой должно быть разблокировано движение по трассам М4 (Алеппо – Латакия) и М5 (Алеппо – Хомс), что должно способствовать началу восстановления разрушенной экономики страны.

И именно Турция, и по форме и по сути, является главным исполнителем этих обязательств. Россия в этом меморандуме лишь обязуется не начинать масштабной военной операции (при условии, если меморандум сохраняет свою юридическую силу – В.К.). Обязательства за Турцией закреплены сложные и, как в таких случаях бывает, срыв сроков – практически неминуем.

Так что, «единство взглядов с Германией», пусть в данном случае и выраженное в одиночку президентом Турции, является одним из посланий Турции в сторону Москвы – не забывать про гуманитарный аспект сирийского вопроса, в любом случае.

И, наконец завершает пресс-релиз пункт, озаглавленный как «Наши экономические и торговые отношения с Германией продолжат укрепляться» (строгий перевод: «будут продолжены, укрепляясь» — В.К.).

Процитируем документ:

«То, насколько наши отношения с Германией в сферах экономики и торговли сильны, становится, в том числе, ясно из цифр взаимной внешней торговли между двумя странами. Мы хотим сделать эти отношения ещё более сильными.

C 2003 года и вплоть по настоящее время, немецкие предприниматели сделали прямые иностранные инвестиции в нашу страну в объеме свыше 9 млрд долл. Объем взаимной торговли за первые семь месяцев этого года вырос более чем на 13%. Эти (факты) демонстрируют потенциал наших торгово-экономических отношений.

Мы хотим от наших немецких друзей, чтобы они продолжили доверять Турции, турецкой экономике и будущему нашей страны».

На самом деле, совершенно неудивительно, что Турция «спохватилась» в отношении Германии. С учетом, как минимум, двух обстоятельств: а) уровня взаимной торговли между двумя странами, б) с учетом наличия в Германии многомиллионной диаспоры турецких граждан, как бывших (кто утратил свою паспортную связь со страной исхода), так и действующих (кто имеет двойное гражданство или же, сохраняя турецкое гражданство, живет и работает в Германии при наличии вида на жительство).

Масштаб торгово-экономических отношений можно проиллюстрировать и на цифрах: Германия – вторая в списке ведущих стран-экспортеров в Турцию. По данным 2017 года, германских товаров было поставлено в Турцию на сумму в 21,3 млрд долл. США. Первый в этом списке – Китай (23,4 млрд долл.), а третья страна – Россия (19,5 млрд долл.). При этом, что в этой тройке стран (по убыванию экспорта в Турцию) – Китай, Германия и Россия – именно Германия является поставщиком высокотехнологичной промышленной продукции, имеющей для Турции критическое «импорто- незаместимое» значение.

Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения турецкого экспорта. Здесь Германия занимает, вообще, первую строчку – с объемом приобретенных ими турецких товаров на сумму в 15,3 млрд долл. За Германией следует Великобритания – 9,6 млрд долл. и ОАЭ – 9,1 млрд долл. Для тех, кто считает, что «Россия кормит Турцию» сообщаем, что это, по крайней мере в наши дни, не совсем так. Россия в ряду покупателей турецких товаров занимает лишь только 17-ю строчку. В 2017 году их было приобретено на сумму в 2,7 млрд долл.

На самом деле, эти цифры имеют решающее значение и понятно, что на протяжении долгого времени держать высокий уровень напряженности в политических отношениях сторонам весьма невыгодно. Даже при всех попытках развести политику и экономику, добиться этого на практике нереально.

52.2MB | MySQL:103 | 0,484sec