К итогам визита президента Турции Р. Эрдогана в Германию. Часть 3

В период с 27 по 30 сентября с.г. состоялся государственный визит президента Турции Р. Эрдогана в Германию. Продолжаем разбор итогов этой поездки, которая вполне может стать одной из поворотных точек в турецко-германских, а рассматривая вопрос шире, и турецко-европейских отношений.

Серьёзность турецких намерений по тому, чтобы приложить все усилия к возвращению в свою повестку европейского вопроса, можно понять из пресс-релиза, опубликованного за подписью турецкого президента. Его подробному разбору мы посвятили два предыдущих материала, а здесь отметим лишь главное – менее всего этот документ напоминает резюме итогов поездки,  а более всего – европейскую декларацию, принятую Турцией и, невзирая на свою краткость, содержащую посыл в отношении всех сторон будущей внутренней и внешней политики Турции.

Государственный визит Р.Эрдогана, каждый его день, подробным образом освещался в турецких СМИ. Обратимся ещё раз к важнейшим моментам той поездки. Особенно нас будет интересовать позиция германской стороны и то, как ею может восприниматься резкий разворот Турции в сторону Европы, обозначенный Р.Эрдоганом.

Прибывший по приглашению президента Германии Ф.Штайнмайера президент Р.Эрдоган сопровождался большой делегацией, численностью около 400 человек (!), в составе которых было 8 министров, помощники министров, депутаты, советники, предприниматели, а также представители СМИ.

Прибывший в Германию 28 сентября Р.Эрдоган был встречен почетным караулом в берлинском дворце Бельвю. После этого состоялись переговоры между двумя президентами за закрытыми дверьми, которые продлились 1 час 20 минут. Сразу после встречи с президентом Штайнмайером состоялась встреча между Р.Эрдоганом и канцлером ФРГ  А.Меркель, которая, по сообщению турецкой прессы, продлилась около 1 часа 30 минут. После чего лидеры двух государств дали совместную пресс-конференцию.

Как отметил президент Эрдоган: «Мы являемся сторонниками защиты и укрепления динамики, которую мы нащупали (буквально: поймали – В.К.) в ходе взаимных визитов высшего уровня. С уважаемой (госпожой) Меркель мы достигли единства мнений относительно необходимости возобновления функционирования неработающих на протяжении некоторого периода времени механизмов».

На пресс-конференции прозвучала и мысль, далее нашедшая отражение в пресс-релизе, относительно того, что страна, после перехода к президентской форме правления вновь встала на путь реформ и в кратчайшие сроки намеревается привести ещё 6 критериев в соответствиями с требованиями ЕС с целью перехода к облегченному визовому режиму для граждан Турции. Отметил здесь же он и необходимость ревизии Соглашения о Таможенном Союзе, что, по его словам, «будет полезным и для Турции и для Европы».

Также президент Эрдоган подчеркнул серьёзную ответственность, которую приняла на себя Турция в отношении сирийского кризиса: «Мы хотим, чтобы срочно прекратилась жестокость, которая продолжается уже 7 лет и стоила жизни уже 1 млн человек. По этому вопросу у нас с Германией наблюдается единство мнений».

Напомнил Р.Эрдоган и о том, что на территории Турции в настоящее время находится 3,5 млн сирийских беженцев: «Я хочу выразить своё удовлетворение тем, какую чувствительность Германия демонстрирует именно по этому вопросу. Турция и Германия в острый период кризиса с беженцами приняли на себя ответственность и они, продемонстрировав серьезное самопожертвование, смягчили этот период. (Также) мы с Германией придерживаемся единой позиции в отношении того, что для балансирования протекционистских трендов в торговле, нужно поддерживать систему, основанную на правилах».

Каким же образом, ответила на выступление президента А.Меркель? Во-первых, она перечислила все вопросы, которые были обсуждены ими с президентом Эрдоганом. В частности, ею были упомянуты: террор, Сирия, Идлиб, беженцы, турки в Германии, свобода прессы, немцы, задержанные в Турции и турецкое членство в ЕС. В качестве «шанса» была А.Меркель охарактеризована её встреча с президентом Эрдоганом, в точки зрения возможности обсуждения «совместных проектов и спорных вопросов».

Процитируем канцлера Германии: «Существует множество вопросов, которые нас объединяют. Германия и Турция находятся в тесных контактах на протяжении десятилетий. Мы – союзники по НАТО. У нас есть целый ряд совместных интересов. Только подумайте о борьбе с терроризмом, ситуации в Сирии и вопросе иммиграции. На наши отношения, в том числе, накладывают отпечаток и живущие в Германии миллионы турецких граждан. В итоге, с одной стороны, мы имеем совместные стратегические интересы. Но, с другой стороны, в связи с тем, каким должно быть демократическое, свободное, открытое общество, есть глубокие недопонимания и разница во взглядах».

Впрочем, на вопрос, почему на пресс-конференции отсутствует ныне проживающий в Германии бывший главный редактор газеты «Джумхуриет» Джан Дюндар, приговоренный в Турции к тюремному сроку в 5 лет и 10 месяцев за раскрытие государственной тайны (который ранее намеревался впрямую задать вопрос президенту Эрдогану «почему содержащихся в турецких тюрьмах называют не журналистами, а террористами?»), А.Меркель сообщила, что «решение о неучастии принял он сам» (заметим, что накануне визита турецкая сторона, через свое Посольство направила официальный запрос об экстрадиции Д. Дюндара).

В своем выступлении А.Меркель подчеркнула, что для Германии очень важная «стабильная Турция», а также сообщила о том, что в октябре месяце состоится Саммит четверки, в составе Германии, России, Турции и Франции, по вопросу Сирии.

Итак, подчеркнем, что пресс-конференция продемонстрировала продолжающуюся небезоблачность отношений между двумя сторонами. Были традиционные «уколы зонтиком» со стороны Германии, в отношении свободы слова и прав человека в Турции, просто потому, что их не могло не быть. Однако, на обострение германская сторона явным образом не пошла и возможного скандала с ранее анонсированным появлением на пресс-конференции с президентом Эрдоганом беглого журналиста Д.Дюндара не допустила. Помня, по всей видимости, о целом ряде взаимных интересов, безусловно, стратегического характера, в числе которых выделяется своей остротой вопрос Сирии и, особенно, вопрос беженцев.

52.19MB | MySQL:103 | 0,506sec