К вопросу о политике Турецкой Республики в отношении Центральной Азии и Пакистана. Часть 5

Продолжаем обзор политики Турецкой Республики на направлении Центральная Азия – Пакистан, на основе Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.).

Напоминаем, что мы закончили разбор политических и отношений между Турцией и Центральной Азией (включая Пакистан и Афганистан) и переходим к отношениям в сфере культуры.

Как отмечают авторы документа, Турция, пытаясь налаживать со странами региона политический диалог и вывести экономические отношения с нынешнего, явно отстающего, на качественно новый уровень, располагает солидным преимуществом. Речь идет об уже имеющихся де-факто сильных культурных связях. При этом, в тот же актив идет как этническая, так и религиозная близость. Так что, на протяжении 2017 года Турция организовывала целый ряд совместных культурных мероприятий.

Возглавляет их попытка Турции наладить с Узбекистаном сотрудничество в сфере туризма.

Отметим, что посыл – абсолютно оправдан с той точки зрения, что, согласно данным Турецкого агентства по статистике, в 2017 году Турцию посетило лишь 200 тыс. граждан Узбекистана. С другой стороны, лишь 30 тыс. турок отправилось в Узбекистан. И это при том, что численность населения Узбекистана составляет около 30 млн, а Турция является потенциально наилучшим местом отдыха по соотношению цена-качество, даже невзирая на немаленькое транспортное плечо между странами.

В рамках визита узбекского президента Ш.Мирзиёева в Турцию в октябре 2017 года, в ходе совместной пресс-конференции с президентом Р.Эрдоганом, последним были озвучены планы по открытию «Турецкими авиалиниями» прямого воздушного сообщения между Стамбулом и Самаркандом, что, по его словам, должно способствовать наращиванию взаимного туристического потока. Также, в своем выступлении Р.Эрдоган подчеркнул важность таких городов, как Самарканд, Бухара, Ташкент для обеих стран с культурно-исторической точки зрения. В этой связи, по его словам, требуется развивать совместные проекты в сфере туризма.

В ходе своего визита в 2017 г. в Казахстан президент Р.Эрдоган, наряду с участием в политических контактах, принял участие и в различных культурных мероприятиях. В частности, Р.Эрдоган посетил мечеть Хазрет Султан в Астане, где проходила выставка традиционного каллиграфического искусства. Также турецкий лидер принял участие в работе астанинской выставки EXPO 2017, где он посетил турецкий стенд.

Отдельно стоит отметить, что в 2017 году в Анкаре состоялось отмечание 25-й годовщины установления дипломатических отношений Турции с «дружескими и братскими странами», в число которых вошли Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Украина. По этому случаю министром иностранных дел М.Чавушоглу был дан торжественный прием, куда были приглашены чрезвычайные и полномочные послы упомянутых государств – бывших республик Советского Союза в Анкаре.

Выступивший на мероприятии министр иностранных дел М.Чавушоглу отметил, что за истекшие 25 лет Турция сделала важные шаги по налаживанию политических, экономических и культурных отношений со странами региона и выразил надежду на их дальнейшее углубление в последующий период времени.

Итак, какие же выводы делаются авторами Альманаха по поводу отношений Турции с государствами Центральной Азии в общем, по результатам проведенного анализа?

Первое и главное: крен в отношениях в настоящее время наблюдается в сторону политических контактов. Важным подспорьем в диалоге между странами остаются такие площадки, как Организация исламского сотрудничества, Организация экономического сотрудничества и китайский Форум «Пояс и путь». Важнейшими направлениями дипломатических усилий Турции в 2017 году стали такие страны, как: Пакистан, Казахстан и Узбекистан.

Говоря же об экономических связях, как об отстающих, авторы документа указывают, что важнейшим фактором, который должен поспособствовать экономической интеграции, является наращивание транспортной инфраструктуры и логистических направлений друг между другом. Не стоит забывать и про культурные связи, который должны цементировать и политический диалог и торгово-экономическое сотрудничество.

Со своей стороны заметим, что рассмотренный нами регион Центральной Азии является, наряду с Кавказом, сферой наиболее острой конкуренции за влияние между Россией и Турцией. При этом в пользу Турции играют религиозная и этническая близость, а также умелое продвижение своего образа с использованием инструментов мягкой силы. Также сильной стороной Турции является наличие такого инструмента, как национальный перевозчик – «Турецкие авиалинии», который, будучи полугосударственной компанией, активно инвестирует в открытие новых направлений перелетов, руководствуясь подчас политическими соображениями и, если и принимая в расчет экономику, то в какой-то достаточно отдаленной перспективе. Более того, в плюс Турции – развитые экспортёры с диверсифицированным набором товаров и услуг турецкого производства.

Говоря же о России, её козырем является несомненный политический вес, с которым, невзирая ни на что, не считаться нельзя. Российские компании доминируют в тяжелых и наукоемких отраслях, однако, сдерживающим фактором для них теперь будут американские санкции. Что способно серьёзно подорвать экономическую компоненту сотрудничества России со странами региона. Также козырем России является проживание и работа на её территории многих выходцев из стран региона, которые служат невидимым каркасом отношений.

Иными словами, налицо — относительный паритет между российскими и турецкими возможностями в Центральной Азии, не дающий ни одной из сторон безусловного преимущества, что будет в перспективе лишь обострять существующую уже сейчас серьезную конкуренцию за влияние.

52.25MB | MySQL:103 | 0,550sec