Иранский парламент проголосовал за присоединение ИРИ к международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма

Иранский парламент – Собрание исламского Совета – 143 голосами «за» при 120 «против» утвердил 7 октября присоединение Ирана к Международной конвенции по борьбе с финансовым обеспечением терроризма – CFT.  Она была инициирована в 1999 г, состоит из 28 пунктов. Начало полноценного действия этого важного международного документа датируется 2002 г. За это время к Конвенции присоединилось более 180 стран. Это одна из четырех слагаемых вхождения Ирана в Целевую  группу  по финансовым мероприятиям (FATF). FATF была создана примерно  30 лет назад в Париже и разрабатывает и реализует политику и стандарты борьбы с финансовыми преступлениями. Как известно, ее деятельность нацелена на противодействие отмыванию денег, финансированию терроризма и других деструктивных вызовов глобальной финансовой системе. Когда в мае нынешнего года в парламенте ИРИ началось обсуждение проблемы присоединения  страны FATF, оно завершилось решением  отложить на два месяца голосование по этому вопросу. СМИ  писали тогда, основой противодействия большинства  депутатов-фундаменталистов присоединению Ирана к этому финансовому органу является нахождение опекаемых Ираном террористических группировок типа ХАМАС и «Хизбалла» в списке террористических организаций ЕС. Присоединение ИРИ к  CFT может создать ситуацию, когда Иран станет не в состоянии реализовывать их финансовую подпитку. Именно из-за этого в парламенте во время майских дебатов подвергли подлинному разгрому планы вхождения Ирана в FATF. По мнению депутатов, устав этой Группы входит в явное противоречие с национальными интересами иранского народа, он не стыкуется с «сутью революции и исламского строя». Как писало близкое к Корпусу стражей исламской революции информационное агентство «Фарс», «есть организации, которые Запад считает террористическими, а мы признаем за ними национально-освободительный характер, и считаем их дело правым, несмотря на упорное нежелание США или Израиля признать такую реальность». Действительно, в этих странах относят ИРИ к крупнейшим государством-спонсором мирового терроризма, «реально обеспечивающим все нужды известных террористических организаций».

На таком фоне, утверждение законопроекта о присоединении Ирана к Международной конвенции по борьбе с финансовым обеспечением терроризма явилось не простым решением, вызвав ожесточенную перепалку парламентариев. Учитывая непростую ситуацию, спикер парламента Али Лариджани в начале заседания огласил письмо духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, в котором содержалось его согласие на утверждение документа. Хоссейн Нагави, член авторитетной парламентской Комиссии по внешней политике и внутренней безопасности завил на заседании, что Хаменеи не раз выражал свое несогласие с присоединением Ирана к этой конвенции, мотивируя  это тем, что «подобные документы  отражают мнение мирового деспотизма» (то есть Запада, в первую очередь –США — В.М.).  Противники принятия этой конвенции аргументируют свою точку зрения ее противодействием оказанию помощи таким группировкам как ХАМАС и Хезболла.

Вдобавок к этому, вхождение ИРИ в подобные структуры сделает для нее практически невозможным попытки обойти налагаемые на Иран санкции. Однако сторонники такого шага убеждены, что подобный шаг даст возможность Ирану не оказаться под грузом дополнительных санкций или ограничений.  Нынешний месяц октябрь – deadline,  который определен для Ирана со стороны FATF.

На заседании по принятию законопроекта присутствовали и участвовали в развернувшейся дискуссии и два министра – главы МИД и Министерства информации (разведки). При этом Мохаммад-Джавад Зариф  заявил, что ни глава правительства, президент Х.Роухани, ни он лично, не могут гарантировать, что присоединение к Конвенции поможет стране решить ее финансовые проблемы.  Однако неприсоединение может подвигнуть США на ужесточение прессинга. Как известно, присоединение к FATF было одним из условий интеграции ИРИ в мировую финансовую систему после подписания СВПД.  Да и для соседей Ирана вход Ирана в FATF может положительно сказаться на их желании развивать торгово-экономические отношения с Тегераном. Вспомним, что глава российского Центробанка Э.Набиуллина прямиком сказала своему недавно заступившему на пост иранскому коллеге Г.Хеммати,  что без членства ИРИ в FATF  диалога в банковской сфере не получится.

Итак, парламент ИРИ проголосовал за вхождение страны в FATF, одобрив присоединение к Международной конвенции по борьбе с финансовым обеспечением терроризма.  Теперь дело за Наблюдательным советом (НС), который должен утвердить решение. Этот исламский орган реализует текущий надзор над работой парламента с возможным последующим наложением вето на принятие того или иного закона. Отметим, что он состоит из 6 назначаемых религиозным лидером страны мусульманских богословов (факихов), и 6 выбранных правоведов, которые могут быть как религиозными, так и светскими лицами. НС должен рассмотреть в течение 10 дней соответствие этого решения положениям ислама и действующей Конституции. Лишь после этого оно приобретает силу закона. Пресс-секретарь НС Аббас-Али Кадходаи почти немедленно после решения парламента дал интервью, в котором  сказал, что до заседания НС он никакого мнения по этому поводу высказать не может. Как сразу после парламентского решения написали проправительственные СМИ, присоединение к Международной конвенции по борьбе с финансовым обеспечением терроризма частично оздоровит экономическую ситуацию в стране. И действительно, поступают сообщения о том, что положительные тенденции отмечены в повышении курса золота и национальной валюты, которая в последнее время выросла по отношению к доллару с 16 до 13 тысяч туманов. Иранские аналитики прогнозируют продолжение и стабилизацию этой тенденции. Как писало 8 октября информационное агентство иранских рабочих ILNA, «надеемся, что иранская валюта вернется к своему действительно разумному курсу».

Что же касается присоединения ИРИ к FATF, то, как пишет интернет-сайт фарсиязычного радио «Фарда», всякий раз, когда Европа заявляет о своем стремлении к продолжению торгового диалога с Ираном, оттуда раздаются призывы к гармонизации его финансовой системы с международной.  Вхождение в FATF как раз и мыслится как шаг в этом направлении.  Присоединение к Международной конвенции по борьбе с финансовым обеспечением терроризма – CFT – рассматривается мировым сообществом как одно из непременных условий такого шага.

Что же должен делать Иран, вступив в FATF? Он должен отслеживать все случаи финансового обеспечения терроризма, независимо от того, как он определяет цели террористической деятельности тех или иных структур – то ли как борьбу против иностранной оккупации, колониализма или расизма. Обратим внимание на то, что, как сообщают СМИ, на заседании по голосованию о вхождении Ирана в упомянутую выше Конвенцию говорилось о том, что Иран не считает террористической  «законную борьбу народа против иностранной оккупации».

Кроме того, Иран должен действовать в направлении поиска и блокирования   имущества террористов на основании резолюций Совбеза ООН. Он должен препятствовать оборотам средств, финансирующих незаконную деятельность.  Ирану вменяется в обязанность наказание лиц, занимающихся противозаконной деятельностью по оказанию услуг такого рода организациям.  С присоединением к Конвенции ИРИ обязуется выполнять условия других документов этой же направленности, например, Палермскую Конвенцию. Иран обязуется также препятствовать отмыванию капитала.

Но все это можно будет обсуждать только после одобрения документ со стороны НС. Как и перспективы выполнения условий Конвенции страной, возглавляющей черный список спонсоров международного терроризма.

52.24MB | MySQL:103 | 0,488sec