Индия не примет участия в плане США по урегулированию ситуации в Афганистане и не отказывается от импорта иранской нефти

Соединенные Штаты на фоне заключения контракта Москвы и Нью-Дели на поставки Индии зенитной ракетной системы С-400 «Триумф» предупредили всех своих союзников и партнеров об угрозе санкций в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Такой ответ дал в пятницу корр. ТАСС официальный представитель Совета национальной безопасности (СНБ) Белого дома на просьбу прокомментировать информацию о сделке. «Мы призываем всех наших союзников и партнеров отказаться от транзакций с Россией, которые могут спровоцировать применение санкций в рамках CAATSA», — отметили в СНБ. Там также обратили внимание на то, что «недавнее решение [Вашингтона] ввести санкции против китайской государственной структуры за покупку С-400 демонстрирует серьезность намерений США по данному вопросу». Президент США пошел еще дальше. Дональд Трамп заявил, что Индия «скоро узнает» о мерах в ответ за закупку российских зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». Об этом он заявил 10 октября, комментируя контракт России и Индии на поставку ЗРК С-400 «Триумф», передает India Times. «Индия узнает… Вы увидите. Скорее, чем вы думаете», — сказал Трамп (сразу отметим, что, по оценке экспертов, реально ничего сделать американцы в этой связи не смогут. Если конечно не хотят окончательно потерять для своих компаний индийский рынок вооружения). В данном случае раздражение в Вашингтоне вызвало не только фактическое одобрение контакта с РФ о  покупке С-400, но и тот факт, что Нью-Дели фактически проигнорировал антииранские санкции в точки зрения закупок нефти у Тегерана. Индия закупит в ноябре более 1 млн тонн иранской нефти, несмотря на вступление в действие 4 ноября санкций США против Тегерана. Об этом сообщило в пятницу агентство Рейтер со ссылкой на два источника в нефтяной отрасли. «Нефтепереработчики разместили заявки на ноябрь на поставку 1,25 млн тонн (около 9 млн баррелей) нефти из Ирана», — приводит агентство слова одного из своих источников. «Индия продолжает взаимоотношения с обоими ключевыми партнерами в сфере энергетики — Ираном и США», — сказал второй источник. По данным агентства, Indian Oil Corporation получит из Ирана 6 млн баррелей нефти, Mangalore Refinery and Petrochemicals (дочерняя компания крупнейшей государственной нефтегазовой корпорации Индии Oil and Natural Gas Corporation) поставит из Ирана 3 млн баррелей.  В октябре поставки в Индию нефти из Ирана составят 10 млн баррелей. Объем ее закупок в ноябре будет меньшим, отмечает агентство. В период действия предыдущего раунда санкций США против нефтяной отрасли Ирана в 2012-2015 гг. Индия продолжала покупать нефть в Иране, хотя значительно сократила их объемы, чтобы избежать ответных мер со стороны Соединенных Штатов. «Пока рано говорить, как Индия будет осуществлять расчеты в торговле с Ираном», — заявил первый источник Рейтера. Он отметил, что Индия может рассмотреть возможность платить за иранскую нефть в своей валюте — рупиях.  Второй источник сказал, что Индия может использовать механизм расчетов сделок с Ираном, который до ноября намерен создать Евросоюз. «Раньше не было европейского канала, — сообщил второй источник. — На этот раз Европа не работает вместе с США, так что мы намерены выработать механизм». Мы указали на два этих момента, которые были ясно артикулированы индийским руководством во время визита в Нью-Дели президента РФ В.В.Путина в октябре с.г., только для того, чтобы продемонстрировать, что вся первоначальная концепция действий Вашингтона на афганском направлении в общем-то благополучно умерла. Напомним, что в качестве одного из главных своих компонентов она предусматривала активизацию стратегического партнерства с Индией в рамках ее более осознанного  входа на афганскую площадку с точки зрения создания противовеса там ее главному региональному противнику в лице Пакистана. Сразу отметим, что такая перспектива с самого начала вызвала ярость Исламабада и сделала всю перспективу формирования какого-то эффективного переговорного формата по вопросам внутриафганского урегулирования мизерной. Особенно если учесть тот факт, что американцы планировали ввод в Афганистан Индии не только с точки зрения решения гуманитарных и экономических задач, но и еще в рамках участия индийских военных в тренировках и экипировке афганской армии. В Нью-Дели тогда отнеслись  к такой перспективе входа в очевидный клинч с пакистанцами (а никакого иного итога дислоцирования индийских военных в Афганистане просто быть не могло по определению) очень сдержанно. Уже тогда было очевидно, что в тогдашних американских планах было много «подводных камней», и собственно сейчас мы видим только последствия очередных ошибок Вашингтона в стратегическом планировании. Основной ошибкой нынешних фигур в администрации США и их аппаратов, которые формируют основные направления внешней политики, является только то, что они пытаются анализировать ту или иную локальную или региональную ситуацию вне их связи с остальными международными узлами. Начиная свою антииранскую кампанию, американцы совершенно не просчитали ни возникновения дефицита нефти на мировом рынке в случае обнуления иранского экспорта  (совершенно не учитывались ситуация в тех же Ливии и Венесуэле), ни стремление той же Индии к созданию необходимого военного противовеса пакистанскому тактическому ракетному оружию и степени ее завязанности на иранские углеводороды. Не была просчитана реакция европейцев с точки зрения создания для всего мира своего центра расчетов с тем же Ираном. И в данном случае создается крайне опасный прецедент для монополии американского доллара, как мировой резервной валюты в принципе. Собственно именно тактическое ядерное оружие является основной арсенала Пакистана как средства нападения на индийские цели, и соответственно именно С-400 с точки зрения  адекватного ответа на эту угрозу является пока безальтернативной на мировом рынке вооружения. При этом надо отметить, что на позицию Нью-Дели по этому вопросу безусловно наложил отпечаток тот факт, что Вашингтон не смог додавить Анкару с точки зрения ее отказа от закупок С-400. И в принципе в данном случае мы снова видим противоречие в стратегии: с одной стороны очевидно, что американцы не имеют никаких внятных рычагов для сохранения своего влияния на севере Сирии кроме курдов, что автоматически категорически не устраивает турок. В данном случае надо отметить, что американцы столкнулись в своей попытке давить не те или иные страны с целом клубком региональных противоречий, которые ими слабо учитываются. В основе нынешней американской стратегии лежит вера только в один фактор: его величество доллар, а все остальное полагается вторичным. Между тем,  в политике бухгалтерский подход не работает: дважды два там не всегда четыре. И примеров того, как чисто национальный менталитет и державные амбиции  перевешивают все остальные чисто экономические соображения в настоящее время более, чем достаточно. Плюс возник чисто геополитический фактор противостояния США, причем не только в лице России, но и Китая, и с оговорками ЕС. То есть четко обозначилась многополярность мира. И нынешние действия  Нью-Дели в сторону от американской внешней политики свидетельствует только о том, что в мире это стало свершившимся фактом. И, кстати, действия в Сирии российской группы войск стал в этой связи моментом переломным для такого осознания.  Эта новая мировая конфигурация также в большей степени является результатом американской политики, которая предусматривает вероятность «войны»  сразу на пять и более фронтов.

Возвращаясь к афганскому досье отметим, что реально ввести санкции против Нью-Дели американцы не смогут. Таким образом они просто создадут себе еще одну «головную боль» в регионе дополнительно к Пакистану, Ирану, КНР и России. Само поведение Нью-Дели вкупе с провалом наладить какие-то конструктивные форматы переговоров с пакистанцами, а через них — с талибами, означает только то, что Вашингтону придется в основном уповать на собственные силы. На сегодня явных союзников в регионе у него не наблюдается. На этом фоне угроз в сторону Индии стало очевидным факт того, что провались попытки американцев наладить некий диалог с пакистанцами через Эр-Рияд. Непонятно в связи с чем вообще в Вашингтоне вдруг решили, что пакистанцы созрели сейчас для диалога. Рискнем предположить, что на эти размышления их натолкнула тяжелая экономическая ситуация в Пакистане и реальная  необходимость в срочной финансовой помощи. Но в данном случае мы снова видим пример того, что бухгалтерия в чистом виде в очередной раз не сработала. Напомним, что с приходом в Пакистане в качестве нового премьер-министра Имрана Хана Саудовская Аравия с подачи американцев начала новый раунд попыток сближения своих позиций с Исламабадом по Ирану, Йемену и региону в целом. Первый свой государственный  визит Имран Хан совершил в октябре именно в Эр-Рияд, и итогом его стал только тот факт, что саудовцы отказались от первоначальных своих намерений оказывать прямую финансовую помощь Исламабаду. Также были аннулированы сразу же после визита и переговоров намерения Эр-Рияда вложить 10 млрд долларов в проект Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) с точки зрения строительства там портовой и нефтеперерабатывающей инфраструктуры. Кстати, интересно, что, по некоторым данным, не последнюю роль в этом  сыграл Пекин, который воспротивился участию КСА в этом проекте и согласился самостоятельно его профинансировать в этой части. Все это означает констатацию провала попыток КСА и США  по налаживанию через финансовые подачки диалог с Исламабадом с точки зрения выработки общей антииранской позиции и начало осмысленного диалога по афганскому досье. Из этого вытекает, что сохраняется в прежнем виде пакистано-иранский альянс в Афганистане в формате совместной и координированной программы тренинга и экипировки талибов. Это также означает, что Пакистан по-прежнему не собирается посылать своих военных в состав аравийской коалиции в Йемен. Кроме того, попытки Эр-Рияда оживить антииранскую подрывную деятельность с точки зрения фактора сепаратизма белуджей (а без пакистанской спецслужбы об этом говорить излишне) также пока неубедительны. При этом американцы остаются в Афганистане без ясных перспектив использовать в полной мере традиционное пакистано-индийское противоречие. Очевидно, что напряженность в этом аспекте спадает, а значит становится очевидной и вероятность снижения уровня напряженности между Исламабадом и Нью-Дели Кашмиру. Напомним, что активизация там элементов подрывной и повстанческой войны была определена, как одна из основных опций воздействия на ситуацию и сдерживания усиления индийского влияния  в Афганистане, на совещании еще бывшего премьер-министра и основных руководителей пакистанского силового блока в январе с.г. Теперь эта необходимость не исчезает кардинально, но, по крайней мере, сильно девальвируется. Тем более, что основные пакистанские силы сейчас сосредоточены на «линии Дюранда» на афгано-пакистанской границе и перебросить их (как это планировалось ранее) в район Кашмира пока нет большой возможности в силу сложной оперативной обстановки.

52.23MB | MySQL:103 | 0,526sec