О некоторых мерах по стабилизации турецкой экономики. Часть 1

Турецкое руководство буквально в режиме 7/24 продолжает меры, направленные на стабилизацию ситуации в экономике страны. Остановимся лишь на тех из них, которые имели место быть буквально за календарную неделю (неполитического характера из серии освобождение из-под стражи американского пастора Э.Брансона и отправка его в США).

Некоторые положительные последствия этого можно видеть увидеть по курсу турецкой лиры по отношению к доллару: курсы покупки 17 октября с.г. установлены ЦБ Турции на уровне – 5,6825 тур. лир за 1 долл. и 6,5678 тур. лир за 1 евро, а курсы продаж на ту же дату – 5,6928 тур. лир за 1 долл. и 6,5797 тур. лир за 1 евро.

Те же цифры, но по состоянию на 10-дневную давность (8.10.18): курс покупки – 6,1516 тур. лир за 1 долл. и 7,0624 тур. лир за 1 евро, курсы продаж на ту же дату – 6,1626 тур. лир за 1 долл. и 7,0751 тур. лир за 1 евро.

Разумеется, ситуация развивается динамично (хотя 18 октября с.г. с заявлением выступил министр казначейства и финансов Б.Албайрак, буквально заявивший: «процесс колебаний в турецкой экономике остановился»), а главная проблема турецкой экономики заключается отнюдь не в курсе национальной валюте, а в низких рейтингах со стороны международных кредитных организаций и в вытекающих из этого обстоятельства трудностях по доступу на рынок зарубежного капитала. Тем не менее, в качестве психологического фактора курс валюты на турецкий бизнес и граждан оказывает психологическое воздействие.

Теперь к мерам конкретного характера. 11 октября в «Официальной газете» страны был опубликован указ президента Р.Т.Эрдогана, касательно подготовки инвестиционной программы на период с 2019 по 2021 годы. В Указе отмечается приоритет по стабилизации экономики и обеспечению устойчивого роста.

Процитируем документ: «Нашими базовыми приоритетами является: обеспечить экономию государственных расходов, обеспечить стабильность цен, увеличить экономию внутри страны, уменьшить дефицит по текущим операциям, укрепить баланс в государственных финансах и усилить финансовую дисциплину и, через это, добиться макроэкономической и финансовой стабильности».

Также президент отметил, что в кратчайший период времени будет завершена работа по выделению приоритетных для страны проектов с составлением календарных планов платежей по ним.

Опять же обратимся к цитате турецкого лидера: «В рамках мер по экономии, за исключением вынужденных ситуаций, в 2019 году новые проекты не будут включаться в Инвестиционную программу. При этом значение будет придаваться необходимым мерам и корректировкам, направленным на максимально эффективное использование существующих резервов государственного основного капитала. Не будут рассматриваться проекты, не удовлетворяющие неотложные потребности наших граждан, а также не служащие созданию добавочной стоимости в экономике».

Указом предусматривается, что инвестиционные предложения на период с 2019 по 2021 год будут разрабатываться в ценах 2019 года и выражаться в лировом исчислении (как, собственно, это и всегда делается в турецкой практике – И.С.). Для пересчета цен, в информационных целях, будет использоваться курс турецкой лиры к американскому доллару 5,6 (т.е., де факто, уже практически достигнутый курс – И.С.). Расходы на приобретение транспортных средств для нужд государственного сектора будут ограничены (стоимость автотранспорта для нужд госсектора будет ограничена ценовым диапазоном в 163-180 тыс. тур. лир.; для сравнения можно пересчитать в рубли по ориентировочному курсу 11 рублей за 1 тур. лиру).

Опубликованный президентом указ также сопровождался публикацией Финансового плана, подготовленного со стороны вновь созданного, в рамках президентской модели правления, Офиса по преобразованиям и изменениям в государственных финансах при администрации президента. В упомянутом Финансовом плане отмечается то, что базовыми приоритетами остаются финансовая дисциплина, а также процесс экономической стабилизации.

Приведем характерную цитату из документа: «После рассмотрения существующих программ расходов, проекты и деятельность, утратившие свою приоритетность, будут прекращены. Будут ограничены расходы, не имеющие прямого отношения к государственным услугам, включая автомобили для руководителей, резиденции и объекты социальной инфраструктуры (для госчиновников – И.С.)». Согласно Плану, государственные ведомства подготовят свои закупочные планы. Будет распространена практика совместных закупок госструктурами одинаковых или похожих товаров и услуг. Как уже было сказано выше, будут предприняты меры по обеспечению экономии в использовании транспортных средств со стороны государственных учреждений. Также будет оптимизировано использование лекарственных средств и предприняты меры по снижению их стоимости.

В сфере сельского хозяйства будет реализовываться проект «Национального единства», призванный вновь вернуться к вопросу создания добавленной стоимости по всей цепочке «от семян до стола», с учетом приоритетов по обеспечению продовольственной безопасности страны и международной конкурентоспособности (этот вопрос следует признать одним из самых насущных для Турции, которая упустив его из виду, в последние годы стала крупным импортером мяса, пшеницы и прочей сельскохозяйственной продукции из-за рубежа – И.С.).

52.14MB | MySQL:103 | 0,583sec