Ситуация в Ливии: сентябрь 2018 г.

В Ливии сентябрь начался с заявления МВД правительства национального согласия(ПНС) о возобновлении работы основного пограничного перехода Рас Джедир на границе с Тунисом, который был закрыт с ливийской стороны в течение примерно 50 дней. Тут же 1 сентября он был блокирован с туниской стороны местными жителями, которые потребовали от ливийских властей, чтобы они решали вопросы, связанные с условиями работы пограничного перехода не с центральными тунисскими властями, а с жителями тунисского приграничного городка Бен Гуэрдан.

Пограничный переход был закрыт ливийскими властями в знак протеста против нападений, которым подвергались ливийцы с тунисской стороны. Это решение вызвало гнев со стороны жителей Бен Гуэрдана, многие из которых жили за счет контрабанды ливийских товаров, и прежде всего – топлива.

К 1 сентября между участниками боев в южных районах Триполи, начавшихся 27 августа, было установлено хрупкое перемирие. Тем не менее 1 сентября более десяти реактивных снарядов обрушилось на столицу. Три из них разорвались в непосредственной близости от аэропорта Митига — единственного работавшего в Триполи, что вынудило авиационные власти приостановить его работу. До этого ливийские авиакомпании осуществляли как внутренние рейсы, так и полеты в направлении Туниса и Турции.

С 27 августа по 1 сентября в ходе боев между различными бригадами бывших повстанцев, по данным Министерства здравоохранения, погибли по меньшей мере 40 человек, свыше 100 – главным образом из числа мирного населения – получили ранения. Франция, США, Италия и Великобритания в совместном заявлении резко осудили эскалацию насилия в Триполи и его окрестностях, а также попытки ослабить ПНС.

Ранее сообщалось, что основными участниками боев выступили формально относившиеся к Минобороны ПНС 7-я бригада из г.Тархуна и совместный контингент бригад Минобороны и МВД ПНС, укомплектованных главным образом жителями столицы. К Триполи также начали выдвигаться могущественные Мисуратские бригады, которые выступили на стороне 7-й бригады. Со своей стороны ПНС поручило Зинтанским бригадам обеспечить безопасность на западе столицы.

Зинтанские и Мисуратские бригады с 2011 года делили власть в Триполи. Первые были изгнаны из нее в 2014 г., вторые ушли из столицы после прихода к власти ПНС в марте 2016 г.

Как следствие боев на юге Триполи – 2 сентября в находящейся там тюрьме в квартале Аин Зара вспыхнул бунт, в результате которого из нее бежали около 400 заключенных. По версии МВД, охранники позволили узникам покинуть тюрьму, поскольку их жизням угрожала опасность из-за развернувшихся поблизости боев. Большинство узников тюрьмы в Аин Зара состояло из уголовников и сторонников прежнего режима.

2 сентября ПНС ввело чрезвычайное положение в Триполи и его окрестностях, однако оно не имело возможностей реализовать комплекс связанных с ним мер. Уже 3 сентября бои возобновились. С юга столицы они распространились и на квартал Вади ар-Рабии на юго-востоке Триполи.

4 сентября Миссия ООН в Ливии (MANUL) объявила о подписании соглашения о прекращении огня между сторонами конфликта в Триполи. Аналогичное соглашение, подписанное неделей ранее, просуществовало всего несколько часов. ПНС вменяется в вину то, что оно не смогло реализовать положения соглашения 2015 года относительно создания условий безопасности в стране, и в частности, вывода вооруженных формирований из крупных городов и интеграции их бойцов в состав регулярных воинских формирований.

Подписание соглашения о прекращении огня позволило 6 сентября возобновить функционирование аэропорта Митига, не работавшего в течение предыдущей недели. Через несколько дней он был вновь закрыт. 17 сентября глава МВД ПНС Абдессалям Ашур сообщил, что для охраны аэропорта в структуре его ведомства будут созданы некие «регулярные силы». До сих пор аэропорт с находящимися на его территории тюрьмой и складами вооружений контролировался салафистской по духу бригадой «Сила устрашения», которая в Триполи выполняет полицейские функции. По словам А.Ашура, новое формирование займется обеспечением внутренней безопасности аэродрома.  Внешний периметр объекта будут охранять военные.

Уже 12 сентября бои на юге Триполи возобновились. Их очередная вспышка пришлась на 18 сентября. Она спровоцировала всеобщее отключение электричества в столице. Эпицентры боев находились в квартале «Салахеддин» и вдоль автодороги к международному аэропорту столицы, разрушенному в ходе боев в 2014 г. К тому времени начиная с 26 августа в боях погибли свыше 100 человек.

22 сентября ПНС фактически признало необходимость зарубежного военного вмешательства для прекращения боев в окрестностях Триполи, призвав ООН принять «самые твердые и эффективные меры» для защиты гражданского населения и остановки кровопролития. Бои вновь стихли к 25 сентября. К этому времени триполитанские бригады установили контроль над важным в тактическом отношении военным городком в районе автодороги к международному аэропорту. Они также отбросили бойцов Тархунской и Мисуратских бригад на несколько километров к югу от занимаемых ими позиций.

26 сентября ПНЕ объявило о подписании нового соглашения о прекращении огня между противоборствовавшими в Триполи формированиями. Его подписали представители городов Триполи и Тархуна. Соглашение, в частности, предусматривает формирование неких регулярных смешанных сил из числа полицейских Триполи и Тархуны для обеспечения безопасности в южных кварталах столицы. За месяц боев там погибли по меньшей мере 120 человек, 400 получили ранения.

27 сентября ливийские власти объявили об освобождении из тюрьмы в Митиге 83 заключенных. Как было объявлено, одна часть из них отбыла сроки наказания, вторая – пересидела установленные сроки предварительного заключения. Эта мера не коснулась тех, кто отбывал наказания по обвинениям в терроризме, убийстве, бандитизме и наркотрафике. Считается, что всего в тюрьме в Митиге содержатся до 2600 человек.

10 сентября неопознанные вооруженные лица атаковали штаб-квартиру ливийской Национальной нефтяной компании NOC в Триполи. Атаке предшествовали взрывы внутри здания. Взрывные устройства на втором и третьем этажах здания привели в действие смертники, что соответствовало «почерку» «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).  После взрывов в здании, находящемся в центре столицы, начался пожар, однако его быстро погасили. Здание тут же оцепили сотрудники сил безопасности из бригады «Ар-Редаа» — вооруженной группы, выполнявшей функции столичной полиции. В результате атаки погибли как минимум 2 охранника здания.

В первом заявлении для прессы глава службы безопасности Триполи Салах ас-Семуи обвинил в совершении теракта ИГ, не сообщив при этом каких-либо деталей.

Как и предполагалось, ИГ уже 11 сентября взяло на себя ответственность за атаку на штаб-квартиру NOC. По данным группировки, в атаке приняли участие 3 бойца ИГ. Все они погибли.

10 сентября «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что ЦРУ США намерено наносить атаки с использованием боевых беспилотников против «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (обе организации запрещены в РФ) с новой базы, созданной американцами на северо-востоке Нигера. По данным издания, речь идет об аэродроме в населенном пункте Дирку, модернизированном американцами.

По имеющимся данным, предыдущий президент США Барак Обама ограничил использование боевых беспилотников в интересах ЦРУ, отдав предпочтение военным. По данным издания, Д.Трамп вновь позволил ЦРУ проводить подобного рода операции.

Пентагон ранее использовал и использует в настоящее время авиабазу в Ниамее для базирования боевых и разведывательных дронов.

10 сентября обозначил свои приоритеты в Ливии Рим – глава МИД Италии Энцо Моаверо Миланези побывал в Бенгази, где встретился с Х.Хафтаром. Известно, что Италия выступает против инициативы Франции о проведении всеобщих выборов 10 декабря, не без оснований считая, что для этого пока не созданы надлежащие условия. Со своей стороны Рим предлагает провести в первой половине ноября на Сицилии международную конференцию по Ливии.

12 сентября США ввели финансовые санкции против главаря одного из милицейских формирований Ибрагима Джадрана, боевики которого в июне атаковали нефтеэкспортные терминалы на востоке Ливии. Таким образом, он потерял доступ к американской финансовой системе, а также возможность совершать сделки с гражданами США. Как сообщил Госдеп, эти санкции были скоординированы с Комитетом по санкциям Совбеза ООН по Ливии.

Ранее И.Джадран командовал могущественными формированиями охранников объектов нефтяной инфраструктуры.

Месяц боев на юге Триполи со всей очевидностью показал необходимость для ПНС сделать то, что оно пока не смогло сделать – предпринять радикальные реформы в сфере безопасности с тем, чтобы вывести из столицы формально проправительственные милицейские формирования, которые давили на власть и использовали ее в своих интересах.

Создается впечатление, что в связи с очевидной невозможностью проведения выборов до конца текущего года различные формирования  стараются поставить под свой контроль как можно больше территорий с тем, чтобы позднее иметь больше преимуществ на гипотетических переговорах.

В сентябре все более призрачными представлялись надежды на то, что в Ливии удастся организовать до конца текущего года, а именно – 10 декабря,  всеобщие выборы, как того хотели в Париже. Пока что о решении баллотироваться на выборах заявили два человека – сын бывшего ливийского руководителя Сейф аль-Ислам Каддафи и близкий к главнокомандующему Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршалу Халифе Хафтару, бывший посол Ливии в ОАЭ Ареф Али Найед. В качестве потенциальных кандидатов рассматриваются также сам фельдмаршал и глава правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Сарадж.

Между тем парижский еженедельник «Жен Африк» в номере от 16 сентября попытался объяснить, с чем, по его версии, связаны некоторые жесты правительства Ливии в Тобруке в сторону отдельных категорий исламистов.

По оценке его экспертов, Х.Хафтар к концу 2018 года оказался не настолько силен, каким он был в начале года. Причина тому – внутренние разногласия в его лагере, заставляющие его метаться между Парижем, Римом, Москвой и Каиром. Так, очевидно, что определенные проблемы для него создают союзные с ЛНА милицейские формирования мадхалистов – сторонников саудовского салафиста Раби аль-Мадхали. Соответствующее течение начало распространяться в Ливии, и в частности, на востоке страны, с 2014 г. Сейчас это движение имеет в этом регионе сильные военные, религиозные и социальные позиции. Сам Р.аль-Мадхали издал несколько фетв с предписаниями своим адептам поддерживать Х.Хафтара, и последнему, очевидно, приходится учитывать их настроения.

62.53MB | MySQL:102 | 0,634sec