К вопросу об экономическом измерении внешней политики Турецкой Республики. Часть 2

Заключительная часть нашего анализа Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), посвящена экономическому аспекту внешней политики Турецкой Республики. Напомним, что мы приступили к рассмотрению взаимосвязи между политическими отношениями Турция – ЕС и к вопросу обновления соглашения о Таможенном союзе между сторонами.

Как отмечают авторы, Соглашение о ТС разменяло уже третий десяток лет, а переговоры о вступлении Турции в ЕС так и не сдвинулись с мертвой точки. В числе причин этого (разумеется, не единственной) авторами документа называется «рост радикальных правых движений в ЕС». Впрочем, Соглашение о ТС (СТС), само по себе, уже является важным камнем в фундамент экономической интеграции между странами. 2017 год, невзирая на все усилия Турции в этой сфере, остался «в тени вышедших на первый план политических проблем».

Заметных успехов продемонстрировано не было. Стороной, определившей отсутствие результата, стала Германия со своим негативным подходом. Причина проста — сальдо взаимной торговли с Турцией в пользу Германии, возникшее именно по причине условий СТС. С другой стороны, как указывается авторами, Германия, «обработав» других членов ЕС, использовала СТС в качестве серьезного фактора давления на Турцию. Этот шаг прочитывается, как свидетельство нарастающих проблем в отношениях между Турцией и Германией.

И как резюмируют авторы, подобный подход отнюдь не будет способствовать решению существующих турецко-европейских проблем, а, напротив, лишь будет приводить к их эскалации.

В качестве комментария, заметим, что состоявшаяся не так давно «историческая встреча» между канцлером Германии А.Меркель и президентом Р.Т.Эрдоганом, после которого последний опубликовал пресс-релиз, больше похожий на европейскую декларацию Турции, также не принесла прогресса по СТС. В ходе пресс-конференции между лидерами двух стран этот вопрос отчетливо не прозвучал.

Следующий раздел материала озаглавлен как «Ухудшение турецко-американских отношений и альтернативные поиски» (естественно, Турцией – альтернативных партнёров).

Не будем повторять подробности про непростые турецко-американские отношения на этом этапе и те, совершенно не сбывшиеся, надежды, которые были порождены приходом ко власти в Вашингтоне Администрации Д.Трампа. Имело оно и экономическое измерение выразившееся в делах Р.Зарраба и вице-президента банка Halk, которые, в итоге, привели к обрушению котировок последнего. Здесь автор делает заключение о том, что Турция располагает солидным фундаментом, в т.ч. в экономической сфере для того, чтобы сопротивляться внешнему давлению, пусть даже и со стороны США.

Похоже, что данная часть материала написана исключительно ради последней фразы, поскольку про ухудшение там было сказано довольно много, а про альтернативные американскому вектору своей политики поиски Турции – чрезвычайно мало. Кроме того, уже по следам последних событий стоит отметить, что, как показала практика США, даже не прибегая к большим интервенциям, оказывается в состоянии привести экономику Турции к предкризисному состоянию, что вступает в некоторое противоречие с тезисом авторов относительно наличия прочного фундамента у турецкой экономики.

Следующая часть материала называется «Турецко-российское сближение: сотрудничество в экономике, в энергетике и в военной сфере». Опять же воздержимся от исторических экскурсов, восходящих к так называемому «самолетному кризису» 2015 года и к его последствиям для двусторонних отношений.

Важным последствием налаживания отношений между Россией и Турцией стало возвращение туристического потока в турецком направлении «на круги своя»: в кризисном для отношений 2016 году число российских туристов в Турцию составило 866 тыс. чел. (эту цифру надо трактовать как индикатор огромной популярности турецкого направления у россиян, в отсутствие чартерного сообщения и снижения даже регулярной активности авиасообщения), а в 2017 году эта цифра достигла уже 4,7 млн человек (14,5% всех иностранных приезжих в Турцию).

От себя заметим, что столь стремительному восстановлению способствовала и ценовая политика турецких отельеров, упавших практически до уровня себестоимости в своем стремлении вернуть утраченные позиции на российском туристическом рынке и, пока не поздно, обойти своих недремлющих конкурентов (попытки заместить Турцию предпринимали Греция и Республика Кипр). Для сравнения заметим, что в 2017 году прочие лидеры в отправке своих туристов в Турцию распределились следующим образом: Германия — 3,5 млн, Иран – 2,5 млн, Грузия – 2,4 млн и Болгария – 1,8 млн человек.

Что же до взаимной торговли между двумя странами, то она в абсолютных показателях переживает спад. Пробив в 2012, 2013 и 2014 г. отметку в 30 млрд долл., в 2015 г. её уровень снизился до 23,9 млрд долл., а в 2016 году – и вовсе до 16,9 млрд долл. 2017 год стал, в определенной степени, годом восстановления – товарооборот между сторонами составил 22,2 млрд долл., во многом благодаря росту закупок природного газа у «Газпрома» (на 19%). Другим важным компонентом энергетического сотрудничества между странами стала реализация проекта «Турецкий поток», который будучи заморожен в период российско-турецкого кризиса, вновь получил свое развитие.

62.6MB | MySQL:102 | 0,517sec