К вопросу об экономическом измерении внешней политики Турецкой Республики. Часть 5

Заключительная часть нашего анализа Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), посвящена экономическому аспекту внешней политики Турецкой Республики.

Завершив рассмотрение экономических отношений между Турцией и странами Персидского залива, переходим к Африке, с учетом того, что по этой теме нами было написано ранее.

Главная мысль авторов здесь заключается в том, что в 2017 году «традиционные союзы» Турции пошатнулись и страна начала делать шаги в сторону тех, кто на протяжении долгих лет оставался на заднем плане отношений – то есть, с рядом стран Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.

Поиск Турцией вариантов экономического и гуманитарного сотрудничества был продолжен в 2017 году и в Африке. В частности, президент Турции в 2017 году совершил тур в Судан, Чад и Тунис, где говорил о важности африканского континента с точки зрения его природных богатств (разумеется, говорил он и про ФЕТО; но, с учетом частоты произнесения этой аббревиатуры, уместнее указывать на случаи, когда слова не произносились – В.К.), а также подписал ряд соглашений.

Привлек внимание обозревателей и сам факт аренды Турцией у Судана острова Суакин на 49 лет (по другим источникам, на 99 лет). Особенно, с учётом того интереса, который испытывают глобальные игроки к транспортному маршруту, включающему Аденский залив и Красное море, связывающему Средиземное море и Индийский океан. Как указывается авторами документа, таким образом, Турция получила свою стратегическую базу на входе в Аденский залив. В свою очередь, её союзник Судан, испытывающий, время от времени, проблемы с Египтом и Саудовской Аравией, сбалансировал последних Турцией и обеспечил себе возможность доступа к бассейну Средиземного моря (интересно, что доступ Судана в бассейн Средиземного моря связывается авторами именно с фактом аренды острова Суакин Турцией – В.К.).

Аналогичным образом, Турция действует и в Сомали, принимая участие в государственном строительстве и оказывая стране экономическую помощь. Это является наглядным свидетельством того, что Турция не намеревается ограничивать свои интересы и влияние географическими границами страны и своего региона. В пользу этого – и активность президента Эрдогана по посещению африканских стран (по состоянию на конец 2017 год – их 28). Турецкая активность в Африке обернулась для сторон несомненной экономической выгодой: товарооборот, составляющий в 2004 году лишь 5,6 млрд долл., к 2016 году увеличился до 16,7 млрд долл., а к 2017 г. – до 18,8 млрд долл. Объем турецких инвестиций в Африку превысил 6 млрд долл.

Завершающая часть материала озаглавлена как «Оживление и нормализация в турецкой экономике».

Как отмечается авторами, 2016 год стал годом глобальной нестабильности, внутренних потрясений и геополитических рисков. Это привело к тому, что экономические показатели Турции начали отставать от реально имеющегося у страны потенциала роста. Далее авторы говорят о том, что стране удалось преодолеть этот период и за первые 9 месяцев 2017 года продемонстрировать очень высокие темпы роста (7,3%), что превышает показатели стран «Большой двадцатки», ЕС и ОЭСР (не будем говорить о том, что с оценками того, что турецкая экономика «начала приходить в себя» в 2017 году после событий 2016 года, авторы поспешили).

При этом, как пишут авторы документа, международные рейтинговые агентства в адрес Турции демонстрировали в 2017 году «нерешительность», а также «отсутствие добрых намерений». Что проявилось в их негативных прогнозах в отношении дальнейшего развития турецкой экономики, вылившихся в соответствующие пессимистичные, отталкивающие потенциальных инвесторов и кредиторов, экономические и кредитные рейтинги страны. В их числе (правых по факту произошедшего в 2018 году) оказались МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Fitch, Moody’s, Goldman Sachs, J.P. Morgan. Как указывается авторами материала, получается, что проблемы в отношениях между Анкарой и Вашингтоном в итоге вылились в утрату объективности у вышеупомянутых организаций по отношению к возможностям турецкой экономики.

В 2017 году Турция демонстрировала высокие темпы экспорта своих продукции и услуг за рубеж. Объем экспорта, по сравнению с предыдущим годом, вырос на 10,2% и достиг уровня в 157,1 млрд долл. Этот показатель – второй в республиканской истории после 2014 года, когда экспорт составил 157,6 млрд долл. Впрочем, с другой стороны, импорт в 2017 году увеличился опережающими темпами, на 17,9%, и достиг 234,1 млрд долл. Ну, а товарооборот страны, соответственно достиг 391,2 млрд долл. (рост на 14,7%) при дефиците внешней торговли в 77,6 млрд долл. Тот факт, что импорт растет опережающими темпами по сравнению с экспортом, комментируется авторами в том смысле, что экспорт Турции самым тесным образом связан с импортом (не только энергоносителей, но и различных частей и комплектующих – В.К.), что является абсолютно справедливым.

52.21MB | MySQL:103 | 0,548sec