К визиту в Израиль вице-председателя КНР Ван Цишаня

22 октября стартовал визит в Израиль заместителя председателя КНР Ван Цишаня, прибывшего в страну в сопровождении большой делегации из 13 членов правительства по приглашению премьер-министра Б.Нетаньяху. Целью поездки является участие в работе 4-го заседания Совместного китайско-израильского комитета по инновационному сотрудничеству (JCIC), которое намечено на 24 октября. Взаимодействие в данной области является для Иерусалима и Пекина одним из приоритетов. Как в 2017 г. во время аналогичного визита в Китай сообщал Б.Нетаньяху, КНР занимает третье место по инвестициям в израильские инновации. При этом число китайских инвесторов в данном секторе фактически удвоилось с 2013 по 2017 гг. Помимо этого государства стремятся к дальнейшему развитию торгово-экономических связей. Так, по данным Центрального статистического бюро Израиля, за первые 8 месяцев текущего года объем израильского экспорта товаров и услуг в КНР составил порядка 3,5 млрд долларов, что стало 63%-м увеличением в сравнении с показателями аналогичного периода 2017 г. Импорт из Китая достиг 4,9 млрд долларов, показав 10%-й рост по отношению к данным прошлого года.

Отдельной составляющей визита является обсуждение механизма выстраивания прямых контактов между представителями предпринимательских сообществ. В этом контексте стоит особо отметить включение в состав делегации из КНР известного бизнесмена, председателя совета директоров китайской компании Alibaba Group, работающей в сфере интернет-коммерции, Дж.Ма. Знакомство инвестора с израильскими стар-апами началось еще в 2015 г. Весной нынешнего года он уже посещал Израиль, продолжая исследовать возможности взаимодействия. Важным и позитивным для Иерусалима замечанием, сделанным бизнесменом стало то, что, по его мнению, ведение бизнеса в Израиле на самом деле гораздо более безопасно, чем это представляется на первый взгляд. Перспективы сотрудничества с компанией Дж.Ма оцениваются в стране весьма высоко, прежде всего, по той причине, что он нацелен на долгосрочные проекты. Еще в 2017 г. Alibaba Group объявила о глобальной инициативе инновационного сотрудничества, в рамках реализации которой предполагается выделение 15 млрд долларов на различные программы, включая создание 7 исследовательских лабораторий за рубежом, среди которых был выбран Тель-Авив.

Несмотря на названный позитивный фон нынешнего визита, как уже отмечалось ранее, в отношениях государств имеется несколько сложных вопросов, касающихся риска шпионажа и утечки технологий. Помимо этого серьезные трудности создает диалог Пекина и Тегерана, а также проблемы, возникшие на китайско-американском треке. В этой связи особенно интересно, что практически одновременно с визитом Ван Цишаня в Израиль посетила делегация из США во главе с министром финансов С.Мнучиным, также прибывшим для обсуждения инвестиционных перспектив, в то время как заместителя председателя КНР считают одной из главных политических фигур, в том, что касается выстраивания отношений с Белым Домом. Помимо этого в приезде китайской делегации заметен и явный политический подтекст в отношении ближневосточных дел. Так, помимо посещения Израиля в турне Ван Цишаня заявлено посещение палестинских территорий, Египта и ОАЭ. Кроме этого, как отметил эксперт по морской политике и стратегии из университета Хайфы Э.Гонен, экономический курс любой страны, в том числе и Китая, нельзя оценивать оторвано от других составляющих. Также эксперт подчеркнул, что сейчас отношения Пекина и Вашингтона характеризуются высоким уровнем соперничества. Иерусалим, неизбежно будет вовлечен в это, однако, всячески хотел бы избежать необходимости занимать антикитайские позиции, руководствуясь лишь тем, что так удобнее для США.

Э.Гонен далеко не единственный представитель израильского экспертного сообщества, выражающий несогласие по поводу перспектив, которые сулят стране действия главного международного партнера в отношении КНР. Так, И.Яффе из Еврейского университета в Иерусалиме полагает, что тарифные барьеры против Китая – пример американских «недальновидных» мер, которые не сработают, а в конечном итоге потеряют все. В значительной степени израильские экономисты оценивают именно перспективы китайско-американских отношений, попутно привлекая статистику ВТО о торговых спорах. Несмотря на то, что в большинстве своем они не заявляют напрямую о возможных израильских потерях, очевидно, что такие риски не исключаются.

В целом, можно говорить о том, что если Израиль окажется в ситуации сложного выбора, то, безусловно, приоритет будет отдан США. Это объясняется многими факторами, где в числе прочего важно само понимание партнерами ближневосточных реалий, а опыт привлечения к решению ближневосточных дел у Пекина несоизмеримо меньший, нежели у Вашингтона. По этой же причине можно ожидать, что Иерусалим не будет действовать по тому же сценарию, которого предпочел придерживаться на фоне напряженности в отношениях Москвы и Лондона. Вероятно, Китай не повторит и судьбу Индии, где рост торгово-экономических связей привел к сближению позиций на международных форумах.

Также в стране помнят опыт несогласия с США в 2004 г., когда Израиль на фоне намерения администрации Дж.Буша-младшего ограничить поставки оружия и военных технологий в КНР, все же дал добро на исполнение контракта на модернизацию БПЛА AIA Harpy, проданных Китаю десятью годами ранее. Недовольство Вашингтона было столь велико, что ближневосточный союзник был временно исключен от программы создания истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. Наконец, нельзя не учитывать, что сближение Китая и Израиля является исключительно прагматическим, основанным на стремлении извлечь выгоду. Факторов образующих прочные связи при этом не так много. Мало того, Пекин по-прежнему выступает против поселенческой активности, запрещая работу там своих граждан, в то время как поселения теперь вписаны в израильское законодательство в качестве «национальной ценности». В это связи можно предположить, что стороны продолжат поддерживать отношения на нынешнем уровне, пытаясь избежать влияния на позитивную динамику экономических контактов политических разногласий. Голос тех, кто говорит о риске в связи с  подключением КНР к крупным инфраструктурным проектам, пока большой роли не сыграет. Переломить сложившиеся тенденции будет способна администрация США, а также сами китайские власти, под силу которым избрать более выраженный произраильский курс в ООН или в диалоге с палестинцами.

52.18MB | MySQL:103 | 0,462sec