Борьба за энергетический рынок Пакистана

Кризис, связанный с нехваткой энергоресурсов, стал обыденным состоянием для экономики и жителей Пакистана. Недостаток источников для производства электроэнергии, ограниченная мощность электросетей, дефицит средств для импорта топлива из-за рубежа — эти проблемы стали одними из основных на повестке дня нового правительства Пакистана во главе с Имраном Ханом.

В энергобалансе Пакистана доминирует использование биомассы (в основном дрова) — наиболее отсталый способ получения энергии.

По данным американского агентства Energy Information Administration (EIA) порядка 58% населения страны используют его в домохозяйстве, и на этот ресурс приходится более трети потребления первичной энергии. На природный газ приходится 30% первичного потребление, затем идет нефть – 26%.

Большая часть электричества – 65% – вырабатывается на термоэлектростанциях, ресурсами для которых являются уголь, нефть и природный газ. При этом Пакистан закупает извне порядка 85% потребляемой нефти, 35% потребляемого природного газа и 42% сжиженного углеводородного газа.

По данным Пакистанского нефтяного информационного сервиса (PPIS) в июне 2018 г. в стране добывали порядка 87 тыс. барр. нефти в день и около 100 млн. куб. м природного газа в день. При этом потребление нефти превышает 400 тыс. барр./день, а по природному газу правительство отмечало дефицит в 56 млн. куб. м/день.

По данным EIA, Пакистан обладает значимыми запасами сланцевого газа, однако в силу множества причин его добыча на данный момент невозможна. Этому мешают низкие цены на газ внутри страны, проблемы в области безопасности, недостаток инвестиций и др.

Лидером нефтегазовой отрасли Пакистана является компания Oil and Gas Development Comp. Ltd (OGDCL), мажоритарный владелец которой — правительство Пакистана.

Для решения кризиса правительство Пакистана ставит задачей увеличить добычу углеводородов внутри страны, увеличить мощности по импорту природного газа, диверсифицировать энергобаланс страны, урегулировать рост потребления через снижение субсидий на природный газ и улучшить стандарты энергоэффективности.

Работа по решению большинства из вышеуказанных задач уже была начата предыдущим правительством. К примеру, в 2015 г. Пакистан получил свой первый плавучий терминал по хранению и регазификации СПГ. Терминал расположен в порту Касим на юге страны.

Первый долгосрочный контракт на поставки СПГ в Пакистан получила катарская Qatargas. Другим крупным поставщиком стал Gunver.

По многим причинам СПГ стал наиболее быстрорастущим способом импорта сырья. До укрепления в Афганистане движения «Талибан», в стране планировали строительство газопроводов из стран-соседей, в том числе Туркменистана, Казахстана и Узбекистана. Однако с ростом террористической активности и ввиду других нескончаемых проблем в сфере безопасности ни один из трансграничных магистральных трубопроводных проектов реализован не был.

Последними по времени подобными проектами стали планы строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия) и проект глубоководного газопровода Иран – Пакистан – Индия, в котором планирует принять участие Россия.

Оба проекта находятся на стадии обсуждения. Несмотря на заявления Туркменистана о том, что строительство ТАПИ уже идет, серьезных доказательств тому нет, и проект все еще безуспешно пытается привлечь инвесторов на свою сторону.

В конце сентября Россия и Пакистан подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в строительстве морского газопровода из Ирана в Индию транзитом через Пакистан. Сообщается, что строительство могут начать уже в 2019 г.

Интересно, что после подписания указанного выше меморандума в ряде пакистанских СМИ появилась информация о том, что Пакистан и Россия якобы подписали соглашение о строительстве газопровода, связывающего Россию с Пакистаном, и что «Газпром» якобы обязался провести технико-экономическое обоснование этого проекта. Каким именно образом две страны могли бы быть соединены газопроводом, не сообщалось.

Пакистан является привлекательным рынком сбыта сырья и реализации нефтегазовых проектов. В октябре Министерство энергетики России сообщило о подписании межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере поставок СПГ. Речь идет о трехлетнем соглашении с возможностью автоматического продления каждые три года.

Сторонами-исполнителями соглашения стали пакистанский СПГ-оператор Pakistan LNG Ltd и российский «Газпром».

Планируемый газопровод Иран – Пакистан – Индия. (источник: «Ведомости»)

 

Россия также вовлечена в проект строительства газопровода «Север-Юг», протяженностью 1100 км и мощностью порядка 12 млрд. куб. м/день. Этот трубопровод должен связать южные районы Карачи и порт Гвадар с северной провинцией Лахор.

Строительство планировалось начать вскоре после подписания договоренностей, которое произошло в 2015 г., однако по последним данным исполнитель контракта с Российской стороны, компания «Ростех», не смогла договориться о тарифах с пакистанской стороной, и запуск строительства был отложен до 2019 г.

На пакистанском рынке пытаются закрепиться Саудовская Аравия и Катар. Показательно то, что обе страны прислали на переговоры с Пакистаном делегации сразу после формирования там нового правительства.

В конце сентября Исламабад посетил глава компании Qatar Petroleum Саад аль-Кааби. Он провел переговоры с премьер-министром Имраном Ханом.

С.аль-Кааби отметил заинтересованность Катара в энергетических проектах Пакистана и сообщил о  готовности организации поставок природного газа для удовлетворения спроса пакистанского внутреннего рынка.

В начале октября Пакистан посетила высокопоставленная делегация из Саудовской Аравии. Стороны в том числе обсудили вопрос саудовских инвестиций в строительство нефтеперерабатывающего завода в порту Гвадар.

Саудовская делегация провела в Пакистане пять дней и встретилась с министром торговли, министром нефти, министром электроэнергии и министром финансов.

Новое правительство Пакистана, судя по всему, намерено продолжать политический курс в сфере энергетики, взятый их предшественниками. На данный момент остается ожидать конкретных действий по направлению организации строительства новых энергетических объектов, подписания очередных контрактов на поставки СПГ и реформ в сфере предоставления субсидий.

52.26MB | MySQL:108 | 0,520sec