О новой французской инициативе палестино-израильского урегулирования

Приближение ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс США создает ажиотаж не только относительно прямого влияния результатов голосования на американскую политику в целом, но и перспектив обнародования палестино-израильской «сделки века». Несмотря на запланированный на конец текущей недели визит в зону конфликта специального представителя президента США на международных переговорах Дж.Гринблатта, четкая определенность относительно сроков оглашения проекта по-прежнему отсутствует. Команда Д.Трампа продолжает заявлять лишь, что проект урегулирования находится в стадии завершения. Параллельно с этим обстановка в регионе далека от идеальной, а ближневосточным игрокам с трудом удается гасить протестный настрой заигравшихся в «Марш возвращения» палестинцев в Газе.

В связи с этим активизировать свои усилия в мирном процессе пытаются некоторые европейские лидеры. Так, в среду стало известно, что еще на прошлой неделе с французской стороны последовало заявление, отмечающее, что если США не исполнят ранее данное обещание в ближайшее время презентовать свой проект, то Париж выступит с собственной мирной инициативой. Намерение было доведено до сведения Иерусалима. Позднее, как сообщил 10 канал Израильского телевидения, президент Франции Э.Макрон направил в регион одного из своих советников для обсуждения условий возвращения за стол переговоров израильтян и палестинцев. При этом дипломаты Пятой республики явно пытаются успеть выработать предварительный сценарий действий до Парижского мирного форума, который будет проходить с 11 по 13 ноября 2018 г. Таким образом, как отмечается в сообщениях израильских СМИ, Э.Макрон готов дать Д.Трампу срок до 6 ноября, а далее, если никакой определенности в отношении американской «сделки века» не появится, взять дело в свои руки. Политический директор МИД Израиля А.Ушпиц, по данным тех же израильских источников, воспринимает эту вероятность вполне серьезно. Не случайно планы Парижа стали предметом обсуждения на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне, в котором дипломат принял участие.

А вот СМИ и экспертное сообщество относится к такого рода сообщениям весьма скептически. Во-первых, нельзя не вспомнить предыдущий опыт Франции, когда Ф.Олланд попытался презентовать свой мирный проект, который удивительным образом оставил в стороне от согласования условий урегулирования самих участников конфликта, а также вызвал недовольство внешних игроков из-за попытки довольно радикально изменить механизм посредничества. На этот раз, как ожидается, обновленная французская мирная инициатива окажется существенно более сдержанной и будет так или иначе сводится к необходимости реализовать принцип двух государств для двух народов. Несомненно, последний по-прежнему остается своего рода основой основ мирного процесса, с чем на встрече, состоявшейся на полях сессии ГА ООН в сентябре открыто согласились глава израильского правительства Б.Нетаньяху и президент США Д.Трамп. Вот только добиться его воплощения на практике пока не удалось никому, а одним из наиболее существенных препятствий в этом деле были и остаются сами палестинцы, которых, принимая во внимание характер нынешнего противостояния Газы и Рамаллы, объединить не представляется возможным.

У Европы есть свой сложившийся механизм участия в палестинских делах – финансовый, вот только для реализации полномасштабного мирного проекта его явно не хватит. Более того, в этом процессе необходима консолидация усилий в рамках всего ЕС, что все реже представляется возможным. С одной стороны, Израиль успешно работает с отдельными государствами или субрегиональными группами, такими как страны Балтии и т.н. «Вышеградская четверка». С другой стороны, крупным игрокам, таким как ФРГ, сейчас точно не до решения палестинской проблемы. В те же сроки Германии предстоит столкнуться с очередным ужесточением санкций в отношении Ирана, что гораздо сильнее повлияет на немецкую политику и экономику. Мало того, как продемонстрировали итоги последнего по времени визита федерального канцлера А.Меркель в Израиль, даже ФРГ не заинтересована в оказании серьезного давления на ближневосточную страну по острым вопросам, таким как поселения, в то время как политика Евросоюза в целом на этом направлении не поменялась. Это подтверждает и Дж.Моран из Центра изучения европейской политики, экс-посол ЕС в Египте, по мнению которого, организация серьезно фрагментирована в отношении данной проблемы. Немаловажно и то, что с точки зрения эксперта, Израиль не доверяет европейской дипломатии в такой же степени, как палестинцы не доверяют американской. Следовательно, можно сделать вывод, что новый французский проект урегулирования придет в такой же тупик, как и ожидаемый американский, но только будет скомпрометирован недовольством с другой стороны.

Наконец, самое важное. Заключается оно в том, что Париж на самом деле не хочет становиться основной движущей силой мирного процесса, не имея для этого достаточного политического веса и ресурсов. При этом нельзя не обратить внимания на характер самого форума в Париже, который задуман, цитируя его создателей «как новое ежегодное событие, основанное на простой идее: международное сотрудничество как ключ к разрешению глобальных проблем». Он подчеркнуто не является конференцией или саммитом, а к участию приглашаются не только представители правительств, международных организаций, но и журналисты, общественные деятели и т.д. Это выдает желание Парижа создать себе «подушку безопасности», если действовать все же придется, поскольку, с одной стороны, в анонсе мероприятия открыто говориться о влиятельной роли ООН. С другой стороны, если дипломатические усилия успеха иметь не будут, все всегда можно будет перевести в русло общественной дипломатии.

Таким образом, главная причина, по которой затевается дискуссия о новой французской мирной инициативе – намерение подтолкнуть США действовать, а уже затем присоединиться к переговорщикам из Белого дома в привычной роли, стараясь урвать для себя внешнеполитические очки. Вероятность того, что президент США займется мирным проектом в первые часы и дни после промежуточных выборов, т.е. в даты, обозначенные, по имеющимся данным, французской стороной как дедлайн, низка. Причиной тому служат ранее высказанные Д.Трампом сроки в несколько месяцев, что ориентирует всех на возможную презентацию «сделки века» в конце нынешнего – начале следующего года. Помимо этого, стремясь с позиции силы объяснить европейцам, как теперь общаться с Ираном, он, скорее всего, не захочет подчиняться им в том, что касается палестинцев. В связи с этим на парижском мирном форуме Франции придется озвучить какие-то соображения по палестино-израильской проблематике, а дальше дипломатия Пятой республики начнет так или иначе дожидаться того, когда США все же сделают более решительный шаг, подталкивая их к этому самостоятельно и через ООН.

52.31MB | MySQL:106 | 0,847sec