О возвращении принца-диссидента Ахмеда бен Абдель Азиза в Саудовскую Аравию на фоне дела Хашогги

Как сообщил 30 октября с. г.  главный редактор онлайн-портала Middle East Eye Дэвид Хеарст (David Hearst), младший брат короля Сальмана, принц-диссидент Ахмед бен Абдель Азиз, возвращается  в Саудовскую Аравию после своего продолжительного отсутствия (он уже долгое время проживал в Лондоне), чтобы «самому бросить вызов наследному принцу Мухаммеду бен Сальману»[i]. Д.Хеарст в своем эксклюзивном репортаже говорит о том, что принц-диссидент решился на этот шаг только после того, как официальные лица США и Великобритании гарантировали ему его безопасность на территории КСА, и то, что по его возвращении он не будет восприниматься как «узурпатор»[ii]. 76-летний  Ахмед бен Абдель Азиз, который всегда открыто критиковал Мухаммеда бен Сальмана (МБС), по словам Дэвида Хеарста, понял, что тот «стал «токсичным элементом» даже для самой саудовской семьи», и теперь «хочет принять участие в грядущих изменениях, вне зависимости от того, сыграет ли он главную роль в них или же  поможет найти того, кто сможет заменить МБС»[iii]. На сайте указано, что принц Ахмед во время своего пребывания в Лондоне провел встречи с другими членами саудовской правящей семьи, которые на данный момент живут за пределами королевства, и у очень многих похожее мнение по данному вопросу (имеется в виду мнение о том, чтобы заменить МБС – авт.), и они убедили его попробовать  отстранить от власти его племянника»[iv].

Надо заметить, что ранее противостояние принца Ахмеда и его племянника (т.е. МБС) было известным фактом для саудовской общественности. Он бросал наследному принцу вызов три раза. Так, летом 2017 года, когда брат короля был одним из трех членов «Совета верности» (Allegiance Council), официального органа, состоящего исключительно из старших королевских особ, которому было поручено выбрать преемника короля, принц Ахмед был против назначения МБС наследным принцем и даже демонстративно не принес ему клятвы верности, когда тот все же стал наследником короля Сальмана. Второй «вызов» МБС был брошен после того, как  в прошлом году умер брат принца Ахмеда и короля Сальмана, Абдеррахман бен Абдель Азиз.  На приеме, устроенном принцем Ахмедом, висели только портреты короля Абдель Азиза и короля Сальмана. Портрет же наследного принца преднамеренно отсутствовал. И, наконец, в сентябре с. г. произошел эпизод, привлекший внимание общественности, когда принц-диссидент вышел к йеменцам и бахрейнцам , которые проводили акцию протеста возле его лондонского дома, и скандировали, что «Аль-Сауды – преступная семья!»[v]. Ахмед бен Абдель Азиз обратился к ним на арабском, сказав, что «семья в целом не несет ответственности за войну в Йемене, лишь только король и наследный принц». Он подчеркнул, что «именно они несут ответственность за преступления в Йемене. Скажите Мухаммеду бен Сальману прекратить войну»[vi].

33-летний наследный принц Мухаммед бен Сальман, который фактически правит КСА и проводит жесткую политику против своих оппонентов уже вызывал недовольство у многих, но обстоятельства смерти саудовского журналиста Д.Хашогги (убийство которого, по предположению многих, было заказано МБС) стали последней каплей в чаше терпения саудовской элиты.   Об этом свидетельствует онлайн-портал Middle East Eye, который упомянул, что три старших саудовских принца полностью поддерживают принца-диссидента в его намерениях, однако их имена не разглашаются, поскольку они опасаются за свою безопасность в КСА, ведь все они занимают руководящие должности в военном секторе и сфере безопасности КСА[vii]. Также в Германии другой саудовский принц-диссидент, Халед бен Фархан, в мае сообщил Middle East Eye, что «принцы Ахмад и Мукрин бен Абдель Азиз могут восстановить репутацию семьи, которая была разрушена иррациональным, беспорядочным и глупым правлением короля Сальмана». Принц Халед также добавил, что «в  королевской семье так много гнева… Я обратился с этой информацией к своим дядям Ахмеду и Мукрину, которые являются сыновьями Абдель Азиза, получили отличное образование, рациональны и способны изменить ситуацию к лучшему. Могу сказать, что мы все за ними и поддерживаем их». Среди прочих саудовских диссидентов в Лондоне и Стамбуле есть разные мнения. Некоторые называют принца Ахмеда слишком слабой фигурой, чтобы он смог добиться реальных перемен в королевстве. Другие же говорят, что у него есть личные мотивы для того, чтобы отстранить от власти МБС, чтобы самому встать во главе КСА.

Несомненно то, что возвращение на родину  Ахмеда бен Абдель Азиза усилит и без того сильное давление на короля Сальмана, который находится в эпицентре противостояния Саудовской Аравии и Турции в отношении расследования по делу Д.Хашогги. Турецкую сторону интересует вопрос относительно местонахождения тела саудовского журналиста, в то время как Эр-Рияд запрашивает у генерального прокурора Стамбула все материалы, аудиозаписи и прочие доказательства, обнаруженными в ходе расследования этого дела турецкой стороной[viii]. Пока консенсуса не достигнуто, а Турция не собирается отказываться от лидирующей роли в расследовании убийства Д.Хашогги и играть по  саудовским правилам. Ясно одно: если будут найдены конкретные и убедительные доказательства причастности наследного принца Мухаммеда бен Сальмана к этому делу, то это  кардинально изменит не только внутриполитический расклад в КСА, но и во всей региональной схеме. Но МБС не собирается так быстро сдаваться. Газета  Washington Post опубликовала 1 ноября информацию со ссылкой на некие «секретные» источники, что наследный принц Мухаммед бен Сальман назвал Джамаля Хашогги «опасным исламистом» в телефонном разговоре с высокопоставленными чиновниками Белого дома[ix]. Сообщается, что телефонный звонок состоялся между саудовским принцем и Джаредом Кушнером, зятем и старшим советником Дональда Трампа, и помощником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном всего через несколько дней после исчезновения Д.Хашогги. МБС также подчеркнул в разговоре с американскими чиновниками, что «этот саудовский журналист на самом деле являлся членом организации  «Братья-мусульмане»». Саудовский чиновники данный комментарий отрицают, заметив для СМИ, что «обычные звонки между главами государств и  высокопоставленными чиновниками время от времени действительно происходят, но подобный комментарий от лица наследного принца не прозвучал».

Пока о каких-либо конкретных изменениях в руководстве Саудовской Аравии сложно говорить, но ясно одно: дело Джамаля Хашогги раскрыло миру глаза на реальное положение дел в Эр-Рияде и, хочется КСА или нет, ему придется найти виновных в убийстве журналиста. Вопрос в том, будет ли назван реальный заказчик убийства, или же саудовские власти смогут найти «козла отпущения» или попросту договориться с Турцией.

[i] http://adengd.net/news/345710/#ixzz5VeM7UCL1 شقيق الملك سلمان يعود إلى الرياض

[ii] На момент написания статьи арабские источники подтвердили прибытие принца Ахмеда в Эр-Рияд https://www.alhurra.com/a/بعد-أشهر-من-الغياب-عودة-شقيق-العاهل-السعودي-للرياض/466549.html

[iii] https://www.middleeastobserver.org/2018/10/31/42147/ Saudi Dissident Prince “Ahmed bin Abdul Aziz” Flies Home to Tackle MBS Succession

[iv] http://www.aljazeera.net/news/presstour/2018/10/31/هيرست-عودة-الأمير-أحمد-عبد-العزيز-للسعودية-تصعيد-ضد-بن-سلمان

[v] http://www.elshaab.org/news/303679/شقيق-الملك-سلمان-الأصغر-يعود-للسعودية

[vi] https://www.middleeasteye.net/news/exclusive-saudi-dissident-prince-flies-home-tackle-mbs-succession-58983364

[vii] https://www.middleeasteye.net/news/exclusive-saudi-dissident-prince-flies-home-tackle-mbs-succession-58983364 EXCLUSIVE: Senior Saudi prince flies home to tackle MBS succession

[viii] http://www.iimes.ru/?p=49347 «О ходе расследования Турцией убийства саудовского журналиста Д.Хашогги. Часть 6» Ковалев В.И.

[ix] https://www.middleeasteye.net/news/mbs-khashoggi-islamist-report-1739992155 «MBS described Khashoggi as ‘dangerous Islamist’ in call with top US officials: Report»

52.26MB | MySQL:103 | 0,460sec