Оценки турецкого Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) последствий событий вокруг Украинской церкви. Часть 1

Бурно обсуждаемое в России решение Константинопольского патриархата об (возможности) автокефалии Украинской церкви не укрылось ни от внимания, ни от анализа турецких экспертов. Само событие мелькнуло в виде пары заметок в газетах, однако, главный мозговой центр страны – Фонд политических, экономических и социальных исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре – опубликовал свой Анализ под заголовком «Независимость украинской православной церкви и её влияние на Турцию».

Сразу заметим, что появление данного материала – совершенно неудивительно в контексте той внешней политики, которая проводится Турцией между Россией и Украиной. Многие её трактуют как «проукраинскую». Спешим их «успокоить»: политика Турции не является «проукраинской» — она является «протурецкой». Понятно, что Крым в составе Украины и Крым в составе России – это два разных полуострова, на первом из которых проще проводить свою политику мягкой силы и формирования единого культурного пространства, а впоследствии иметь и юридическую возможность заявлять свои претензии на территорию.

В случае России, такой сценарий развития ситуации является менее проходным. «Непроходным» не говорим просто потому, что Турция достаточно хорошо проторила себе экономическую и политическую дороги и в Татарстан, и в Башкортостан, и в кавказские регионы России, строя с ними на перспективу «особые», основанные на этнической, религиозной, культурной и исторической близости, отношения. Мягкая сила – на то и мягкая сила, что её нельзя «тащить и не пущать». Ей можно противопоставить только мягкую силу. А то, что Россия находится на очевидном экономическом спаде и политическом перепутье, помноженными на неблагоприятную демографическую ситуацию, — лишь дополнительный стимул для «зарубежных партнеров» покрепче задуматься о «российском наследстве».

Итак, приступим к рассмотрению документа. Материал был опубликован 26 октября 2018 г. Его автором стал Таджеддин Кутай – колумнист и преподаватель Турецко-германского университета в Стамбуле, не являющийся на момент написания сотрудником анкарского Фонда.

Во вводной части материала, автор делает краткий экскурс в события текущего года, напоминая о том, что президент Украины П.Порошенко в начале 2018 года направил в Стамбул делегацию представителей церкви с целью обсудить вопрос независимости Украинской церкви от Русской православной церкви с  Константинопольским патриархом. Указанная делегация просила автокефалии для трех, находящихся на Украине, православных церквей. Свое намерение добиваться автокефалии П.Порошенко озвучил и в своем выступлении в апреле с.г.

В частности, как пишет автор, президент Порошенко со всей определенностью говорил о том, что этот шаг является нерелигиозным, а преследует своей целью забрать у В.Путина один из инструментов гибридной войны, которая ведется Россией против Украины. Взгляды на этот вопрос патриарха Константинопольского Варфоломея стали ясны после встречи последнего с главой Русской православной церки Кириллом в Стамбуле 31 августа 2018 г. Как известно, Кирилл просил у Варфоломея отказать Украинской церкви в автокефалии. Однако, это предложение было отвергнуто, а автокефалия Украинской церкви была Константинопольским патриархом поддержана.

Ответ Московского патриархата был жестким и увенчался он тем, что Московская церковь прекратила свои отношения с Константинопольским патриархатом, а также ввела ряд запретов.

Впрочем, как указывается автором, Константинопольский патриархат, наряду с тем, что имеет влияние на РПЦ и Московский патриархат, не имеет соответствующих полномочий, чтобы единолично решать вопрос (об автокефалии Украинской церкви). В конце концов, сам характер Восточной церкви, в отличие от того же Ватикана, предполагает отсутствие центрального органа принятия решений.

Как напоминает автор, для того, чтобы принять в отношении украинской проблемы решение, имеющее силу для всего православного мира, требуется созыв всеправославного собора глав 14 патриархатов, которые включают в себя Константинополь, Иерусалим, Александрию, Антиохию (патриархат располагается в Сирии), Русскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую, Грузинскую, Чехословацкую, Польскую, Греческую и (южно-) Кипрскую церкви. Наряду с тем, что эти патриархаты не являются равными по своей силе, тем не менее, с другой стороны, они не имеют друг над другом власти. В принципе, созыв всеправославного собора возможен по запросу одного из патриархатов и при условии, если другими он будет принят.

Патриарх Антиохийский Иоанн X 15 октября с.г., находясь в Белграде, выступил с призывом по созыву всеправославного собора для решения украинского вопроса. В предыдущий раз собор собирался в 2016 году с целью решения вопроса о разделении полномочий между Антиохийской и Иерусалимской церковью в отношении Катара. Однако, тот собор не был признан РПЦ, как являющийся обязывающим для всех православных. Таким образом, этот собор, собравшийся впервые после раскола церкви на Восточную и Западную, не достиг своей конечной цели. С этой точки зрения, как пишет автор документа, будет или не будет призыв патриарха Иоанна Х заблокирован РПЦ пока является вопросом. Однако, как он указывает, согласно мнению большинства экспертов, вряд ли РПЦ к нему отнесется благосклонно.

62.83MB | MySQL:102 | 0,463sec