О реальных проблемах введения США антииранских санкций

Власти США пока не уведомляли официально Турцию о том, что она может быть освобождена от обязательств соблюдать антииранские санкции в нефтяной сфере. Об этом в пятницу заявил министр энергетики и природных ресурсов Фатих Донмез. «Письменно нас не уведомляли. Однако мы в курсе слухов о том, что будем выведены из-под антииранских санкций», — цитирует министра телеканал «Хабер тюрк». 18 октября стало известно, что государственная нефтеперерабатывающая компания Турции Tupras («Тюпраш») ведет переговоры с властями США, чтобы иметь возможность закупать иранскую нефть после возобновления в ноябре санкций Вашингтона против Тегерана. Кроме того, ранее представители турецкого руководства неоднократно заявляли, что намерены отдать приоритет национальным интересам в вопросах импорта энергоресурсов в случае наложения новых санкции на иранский топливно-энергетический сектор. В пятницу агентство Блумберг со ссылкой на источники в американской администрации сообщило, что США согласились пойти на уступки в отношении восьми стран, чтобы они могли продолжить импорт иранской нефти, несмотря на санкции. Агентство не называет все страны, о которых идет речь, однако в их числе есть Япония, Индия и Южная Корея. Источники агентства отметили, что в обмен на уступки эти государства должны будут сокращать импорт нефти, чтобы не способствовать росту цен. Эта информация нашла свое подтверждение из других источников.  Администрация президента США Дональда Трампа готова пойти на серьезные уступки в ситуации вокруг Ирана, которые позволят ему избежать ключевых экономических санкций Вашингтона. Об этом сообщило в четверг сетевое издание «Вашингтон фри бикон» со ссылкой на свои источники в администрации.  По их сведениям, сотрудники Госдепартамента высокого ранга убедили госсекретаря Майкла Помпео (он вообще последняя «спица» в «колесе» американской политики — авт.) не отключать Тегеран от международной банковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT (объединяет 11 тыс. финансовых институтов более чем в 200 странах). Кроме того, Вашингтон сделает исключение для ряда стран — в частности Индии, Китая и Республики Корея — при введении санкций против Ирана, что позволит им продолжать покупать иранскую нефть, несмотря на заявления американских должностных лиц об обратном. Как отмечает издание, такой шаг, вызванный во многом позицией стран Европы, «не дать иранской экономике развалиться» и сохранит существующую в стране власть. Такого рода уступки, подчеркивает «Вашингтон фри бикон», вызвали возмущение среди американских законодателей, поддерживающих жесткую позицию по отношению к Ирану. Госдепартамент и Минфин не стали комментировать изданию эту информацию. 8 мая Трамп объявил о выходе из соглашения по иранскому атому и обещал не только вернуть старые, но и ввести новые санкции. Первая часть американских санкций возобновила действие в ночь на 7 августа, эти ограничительные меры охватили, в частности, автомобилестроительный сектор Ирана, куплю-продажу золота и ряда металлов. Оставшиеся санкции вступят в силу после 4 ноября. При этом США регулярно расширяют санкционный список иностранных компаний, которые продолжают сотрудничать с Ираном. После вступления ядерной сделки в силу добыча нефти в Иране увеличилась до 4 млн баррелей в сутки, а экспорт — до 2,5 млн баррелей в сутки. В настоящее время основными импортерами иранской нефти являются Китай, Япония, Южная Корея, Индия и ЕС. В этой связи отметим и сообщения о том, что власти США согласились вывести Индию из-под нефтяных санкций против Тегерана, благодаря чему страна сможет продолжать импортировать из Ирана около 1,25 млн тонн нефти в месяц до марта 2019 года. Соответствующее заявление может быть сделано в ближайшие дни, сообщила в четверг газета «Экономик таймс» со ссылкой на осведомленные источники. «Индия и США в целом договорились об освобождении (от санкций — прим. ТАСС). Индия сократит импорт [нефти] на треть, что само по себе является большим сокращением», — цитирует газета осведомленный источник. До сих пор непонятно, как указывает газета, каким образом индийские компании будут расплачиваться с Ираном, однако в настоящее время Нью-Дели и Тегеран обсуждают этот вопрос. И от себя отметим, что это вопрос технический. Например, за приобретение С-400 Нью-Дели будет расплачиваться в основном рупиями. Официальные представители Индии и США пока никак не комментируют ситуацию.

Санкции против Ирана, который до объявления об их введении добывал 3,5-4  млн баррелей нефти в сутки, нацелены на снижение иранского нефтяного экспорта до нуля. Тегеран в нормальной ситуации  экспортировал 2,5-2,6 млн баррелей в сутки, крупнейшими покупателями выступали Китай, Индия, другие страны АТР, нефть также поставлялась на европейские рынки и в Турцию. Ряд стран, таких как Франция и Южная Корея, отказались от закупок иранской нефти, другие в том или ином объеме сохранили импорт. Так, по данным агентства Рейтер, в середине октября армада иранских танкеров, груженных 20 млн баррелей нефти (около 2,7 млн тонн), направилась в китайский порт Далянь.

В этой связи надо отметить следующее. Совершенно очевидно, что Вашингтон дрогнул и фактически признал тот очевидный факт, что обнулить иранский экспорт нефти не получится даже в отдаленной перспективе. Это не означает, что Вашингтон будет выпускать некий общий меморандум с указанием стран, в отношении которых будут допущены послабления. Скорее всего, этот процесс будет иметь характер двусторонних договоренностей в очень закрытом формате. По иному быть просто не могло, поскольку в противном случае Вашингтон получал бы сразу много неприятных и, самое главное, труднопрогнозируемых вариантов развития ситуации. И М.Помпео в данном случае вообще не при чем, поскольку никаких судьбоносных решений по этому вопросу он не принимает. Это «говорящая голова», которая лишь озвучивает те решения, которые принимают иные и более влиятельные лица в администрации. Рискнем предположить, что в данном случае таковым является министр финансов С.Мнучин, который мыслит более приземленными категориями. И в данном случае отказ распространять санкции на систему SWIFT является опасениями министра по вопросу реальности ввода в действие предложенного ЕС механизма альтернативных расчетов за иранские товары, который имеет все шансы стать прибежищем для желающих обойти антииранские санкции, а в  более глобальной перспективе и в случае положительных итогов его функционирования на этом этапе — универсальным средством против однополярного санкционного давления США и понижение веса доллара, как главной мировой резервной валюты. А санкционное давление (но никак не военные средства) является для Вашингтона сейчас и в дальнейшем практически единственный опцией влияния на ситуацию на международном поле.  Собственно об этом настойчиво говорит президент ИРИ Х.Роухани, прекрасно понимая всю серьезность этой европейской альтернативы.  «Пятерке» стран — участниц ядерной сделки с Ираном необходимо как можно быстрее представить и осуществить меры противодействия санкциям, которые против Тегерана намерен ввести Вашингтон. К этому Великобританию, Германию, Китай, Россию и Францию призвал президент Ирана Хасан Роухани в статье, опубликованной в четверг на сайте британской газеты «Файнэншл таймс». «После того как США вышли [из ядерного соглашения], мы провели конструктивные переговоры с остальными участниками Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Их поддержка была ценна, однако жизненно важно, чтобы как европейские стороны, так и Китай с Россией (так называемая группа E3+2) представили и воплотили в жизнь окончательный пакет предлагаемых мер, которые должны скомпенсировать и ослабить эффект от последних односторонних и экстерриториальных санкций США до того, как они будут введены, — говорится в статье за авторством президента Ирана. — Это историческое соглашение может уцелеть только в том случае, если иранский народ сможет увидеть преимущества, которые ему предлагались, и воспользоваться им». Очень ясный намек. И опасность этой альтернативы почувствовали и в экономическом секторе правительства США, как бы тот же Помпео и его сотрудники и не пытались публично нивелировать значение этого механизма. То же самое касается и системы SWIFT.

  1. Вывод из нее Ирана на фоне продолжающего экспорта нефти (пусть и в половинном объеме) и газа в прежних объемах в ЕС автоматически выведет на первое место иную альтернативу международных платежей в европейском варианте. И это означает резкую минимизацию уровня контроля и влияния США на эти процессы.
  2. Ввод Индии, Турции, Южной Кореи и КНР (а телефонный разговор 1 ноября  на высшем китайско-американском уровне был посвящен и этой проблеме)  под санкционный прессинг означает очень резкое осложнение отношений с ними. И в первых трех случаях — это потеря в лояльности очевидных региональных союзников, через которые Вашингтон пытается воздействовать на серьезные международные региональные узлы, во втором — удар по торговле и экономике прежде всего самих США с учетом падения уровня ВВП КНР и соответственно мировой экономической рецессии. Слишком взаимосвязаны китайская и американская экономики.
  3. Попытка моментального обнуления иранского нефтяного экспорта помимо резкого обострения двусторонних отношений с целым рядом ключевых для американской политики стран означает и резкое повышение мировых цен на бензин и дизтопливо. Помимо того, что это тормозит рост экономики мировой и в самих США, это еще и поднимает розничные цены на топливо для американского потребителя, что для любого президента США во много раз критичнее, чем все иранские досье. Отсюда и все эти послабления.Надежды на саудовское возмещение не оправдались. Это стало очевидно американцам, и иных вариантов сдержать мировые цены на нефть  просто нет. И этот фактор, кстати, предопределяет тот момент, что и против Москвы в итоге все санкционные ограничения будут очень аккуратными. Просто потому, что Россия — это ключевой игрок в рамках сдерживания мировых нефтяных цен. Таким образом, если в ноябре мы увидим практическое воплощении всех этих известий, то это будет означать только то, что наскоком глобализм в мировой экономике США нарушить не удалось. Это будет также означать серьезное дипломатическое поражение Вашингтона, а также еще раз подтвердит, что в основе многих шагов нынешней администрации стоит очевидный блеф, который усиленно тиражируется через многочисленные СМИ и «авторитетных экспертов».
62.84MB | MySQL:102 | 0,641sec