Израиль: региональный и муниципальный контекст борьбы за статус Иерусалима

Израиль продолжает свою «битву за Иерусалим», которая, распространяется не только на сферу международной политики, где государство борется за признание города своей единой и неделимой столицей, или палестино-израильских отношений, в рамках которого имеет место столкновение интересов между правительством страны и властями палестинских территорий, но и на муниципальный уровень. В свете предстоящего 13 ноября второго тура голосования на выборах мэра, сейчас особую актуальность имеет то, какой из планов развития города победит.

Свидетельством активизации напряженности по поводу Иерусалима на палестино-израильском треке стали инспекции, проведенные израильскими силами безопасности в минувшее воскресенье в офисах палестинского министра по делам Иерусалима А.Хусейни и представителя ПНА в Восточном Иерусалиме, назначенного М.Аббасом «губернатором» города, А.Гейта в районе Дахият аль-Барид. По информации израильских СМИ по итогам проверок была изъята документация и жесткие диски, в дальнейшем направленные на изучение в спецслужбы. Реакция Рамаллы на данный инцидент была ожидаемой. По информации представителя ПНА по связям со СМИ Ю.Махмуда, этот шаг стал очередным свидетельством оккупации и нарушения норм международного права. А.Хусейни четко дал понять, что воспринимает меры израильской стороны как «сигнал, что мы (ПНА – авт.) не имеем права работать в Иерусалиме».

С израильской стороны мотивы проведения данных мероприятий трактуются по-разному. Представители ШАБАКа, участвовавшие в совместном рейде с полицией и ЦАХАЛом отметили, что решение об обыске и изъятии документов было принято, основываясь на нелегальной деятельности ПНА. При этом в комментарии для прессы любая активность палестинских властей в городе называлась неправомерной. Jerusalem Post сослалась на закон, принятый в целях соблюдения условий соглашения о Газе и округе Иерихон 1994 г. В пункте первом статьи 3 документа утверждается, что ПНА не имеет права без одобрения Израиля создавать на указанной территории никаких представительств. Под ними, в свою очередь, подразумеваются любые офисы, общественные приемные или иные учреждения. Аналогичные ограничения налагаются на представительства ООП. Израильская полиция, в соответствии с документом, имеет право допуска в такого рода офисы, а также совершения там всех необходимых действий, направленных на обеспечение соблюдения закона. При этом Дахият аль-Барид входит в число территорий, подпадающих под действие документа. Более того, ранее аналогичный рейд был совершен полицейскими в районе Силуан с преимущественно арабским населением, где А.Гейта организовал встречу с активистами ФАТХа.

Следующим пунктом столкновения интересов, также приковывающим к себе внимание СМИ и общественности, является вопрос о выкупе израильскими неправительственными организациями земель и собственности у местных арабов. Так, в прошлом месяце шумиху в прессе спровоцировал арест жителя Вифлеема, имеющего американское гражданство, по подозрению в оказании посреднических услуг при покупке еврейскими организациями арабской недвижимости в Иерусалиме. Еще раньше шквал недовольства среди палестинского населения вызвала история с продажей недвижимости в районе Храмовой горы, принадлежащей известной в городе семье Джудех, которая является хранителем ключей от Храма Гроба Господня. По информации израильских СМИ, решившись на сделку, владельцы воспользовались услугами брокера, близкого к главе палестинской разведки М.Фараджу. Он купил дом, а затем передал его в собственность компании Daho Holdings, зарегистрированной в Карибском бассейне. Спустя некоторое время объект перешел к еврейской семье, а при проверке всех документов выяснилось, что это стало возможным, т.к. он был выкуплен израильской НКО Ateret Cohanim.

В этом деле примечательно и еще одно обстоятельство. А именно изначально семья Джудех планировала продать дом живущему в США родственнику М.Дахлана – Ф.аль-Саламину, однако, представители ПНА помешали этому. В данной связи возникает сразу несколько предположений о провокациях. С одной стороны, запрещая сделку,  палестинская администрация пыталась доказать нечестность намерений окружения М.Дахлана, явно пытаясь таким способом помешать усилению противника М.Аббаса. Со стороны оппозиционно настроенных в адрес главы ПНА сил появилось предположение, что все могло быть подстроено, а прямыми участниками сговора являются М.Фарадж и А.Хусейни, который формально одобрил сделку.

Помимо этого необходимо обратить внимание на активность ХАМАСа в Иерусалиме, которая активизировалась при иностранном участии со стороны Турции. По информации эксперта Иерусалимского центра общественной политики, а в прошлом обозревателя израильских СМИ, специализирующегося на арабской проблематике П.Инбари, Анкара, поддерживая власти Газы в стремлении распространить влияние в городе, помогает им через культурные центры, пропагандирующие связь Иерусалима исключительно с мусульманами. Таким образом стремясь зафиксировать свой статус защитницы святынь.

В сложившихся обстоятельствах примечательно и то, что борьба за Иерусалим с палестинцами разворачивается на фоне соперничества за пост мэра города. На состоявшемся недавно голосовании победитель определен не был, в результате 13 ноября жителям предстоит второй тур, где они должны будут отдать свой голос за одного из двух кандидатов – подчеркнуто светского О.Берковича, призывающего ограничить влияние палестинских властей, а особенно ХАМАСа на образовательный процесс в Восточном Иерусалиме, и М.Лиона, прежде отстаивавшего необходимость пресекать незаконное арабское строительство, а теперь ратующего за то, чтобы обеспечить одинаковый уровень экономического развития всех кварталов.

Таким образом, складывается ситуация, в которой региональный и муниципальный уровень борьбы за статус Иерусалима выглядит, пожалуй, более сложным, чем международный. В том, что касается последнего, все в некоторой степени ясно и зависит от внешнеполитического курса ПНА и определенности его восприятия отношений с США, Израилем и арабским миром. В двух других измерениях производных гораздо больше. Так, противостояние с Израилем для Рамаллы становится одновременно возможностью обвинить потенциальных конкурентов М.Аббаса в связах с Израилем. Немаловажен и муниципальный контекст, где вопрос о будущем развитии города находится в зависимости от восприятия деятельности нынешнего правительства.

52.33MB | MySQL:103 | 0,465sec