Американские эксперты о первых итогах введении США второго пакета антииранских санкций

После первых победных реляций со стороны госсекретаря США М.Помпео об «успехе нового пакета санкций против Ирана» и начала нового этапа глобального противостояния между  Соединенными Штатами и Ираном американские эксперты подводят первые итоги реального положения дел. Они констатируют, что администрации США на этом этапе не удалось  максимизировать давление на Иран путем ограничения его экспорта нефти. Жесткие технические лимиты мировой добычи углеводородов и соответствующие высокие риски  резкого повышения мировых цен оставил давление Вашингтон на Иран ограниченным. Соединенные Штаты были вынуждены «временно» вывести из-под антииранских «нефтяных» санкций Грецию, Индию, Италию, Турцию, Республику Корея, Японию, Китай, а также являющийся частью КНР Тайвань. Об этом заявил в понедельник на брифинге для иностранных журналистов госсекретарь США Майкл Помпео. «Мы решили предоставить временные исключения нескольким странам… и обеспечить высокое предложение на [мировом] нефтяном рынке. США сделают эти исключение [в рамках антииранских санкций] в отношении Китая, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Турции. Каждая из этих стран уже продемонстрировала значительное снижение закупок иранской нефти в течение последних шести месяцев», — отметил шеф американской дипломатии. Он подчеркнул, что два субъекта из перечисленных восьми государств и территорий «уже полностью прекратили импорт иранской нефти и не возобновят его до тех пор, пока санкционный режим будет сохраняться». Последнее замечание вызывает, мягко говоря, недоумение, поскольку непонятно, зачем делать исключения для стран, которые уже отказались от иранской нефти. В настоящее время имеющаяся информация дает американским экспертам сделать вывод о том, что, похоже, иранские нефтяные клиенты в целом соблюдают санкции США. Общий экспортный рынок Ирана может сократиться с почти 2 млн баррелей в день (баррелей в сутки) конденсата и сырой нефти до всего 1 млн баррелей в сутки. Кроме того, исключения распространяются только на 180 дней, после чего Соединенные Штаты могут подтолкнуть страны к дальнейшему сокращению импорта иранской нефти. В общей сложности Соединенные Штаты предоставили исключения восьми странам, хотя Вашингтон, похоже, требует от этих стран сократить импорт иранской нефти на 40-50%. И эти исключения  окажут безусловное влияние на уровень иранского нефтяного экспорта не в американской редакции: эти страны вместе импортировали 1,681 млн баррелей в сутки из Исламской Республики в период с июля по сентябрь 2018 года. При этом отметим, что конкретные уровни исключений не известны и являются коммерческой тайной. То, что Вашингтон глухо молчит по этому вопросу, очень красноречивый симптом того, что конкретные договоренности с каждой из стран несколько не совпадают с оптимистичными выводами госсекретаря. Пока эксперты сходятся в следующих оценках по вопросу уступок со стороны США.

Китай: исключения для  Пекина позволяет ему продолжать импортировать 360 000 баррелей в сутки из Ирана. Китай импортировал 660 000 баррелей в сутки из Ирана в период с июля по сентябрь, поэтому санкции требуют 45-процентного снижения импорта. При этом рискнем предположить, что это очень оптимистичные оценки сокращения китайского уровня.

Греция: Афины в основном апатично отнеслись к получению исключения от санкций, а крупнейший нефтеперерабатывающий завод Греции, Hellenic Petroleum, заявил, что не намерен заключать никаких контрактов на покупку иранской нефти. В этой ситуации непонятно, зачем греки бились за получение исключений.

Индия: отказ Нью-Дели требует от страны сократить импорт на 46% до 300 000 баррелей в сутки, по сравнению с 560 000 баррелей в сутки.

Ирак: Ираку не будет разрешено импортировать иранскую нефть, но ему также будет предоставлен своего рода исключение, поскольку Багдаду будет разрешено импортировать столь необходимый природный газ и электроэнергию из Ирана.

Италия: крупнейший европейский клиент Ирана сохранил импорт нефти из Исламской Республики в среднем на уровне около 160 000 баррелей в сутки в прошлом году. В настоящее время неизвестно, как и будут ли итальянские переработчики использовать исключение США. От себя заметим: безусловно будут;

Япония: нефтеперерабатывающие заводы в Японии заявили, что они будут стимулировать импорт иранской нефти теперь, когда они получили право на исключение. Японские компании сократили импорт до всего лишь 20 000 баррелей в сутки в сентябре, прежде чем санкции вступили в силу, но импортировали в среднем около 120 000 баррелей в сутки за шесть месяцев до этого.

Южная Корея: противоречивые сообщения от Bloomberg и S&P Global Platts заявили, что Южной Корее будет разрешено импортировать 200 000  и 130 000 баррелей в сутки, соответственно. Сеул сократил импорт иранского конденсата до нуля в сентябре, хотя южнокорейский импорт иранского конденсата в среднем составил 300 000 баррелей в сутки в 2017 году, и стране будет трудно найти подходящую замену для своих нефтеперерабатывающих заводов.

Тайвань: как и их греческие коллеги, местные переработчики, в том числе нефтехимической корпорации «Формоза», только публично  выразили заинтересованность в поиске альтернативы, а не продолжении импорта нефти из Ирана. При этом никаких реальных шагов в этом направлении они пока не делают.

Турция: имеется мало информации о количестве иранской нефти, которую Турции будет разрешено импортировать. С мая Турция сократила такой импорт до 130 000 баррелей в сутки с намерением добиться исключения на этом уровне. До этих сокращений Турция в среднем импортировала из Исламской Республики 170 000 баррелей в сутки.

США «продолжают переговоры, направленные на то, чтобы свести к нулю» импорт иранской нефти оставшимися странами, подчеркнул госсекретарь. Так, по его словам, более 20 стран по всему миру уже выполнили это требование Вашингтона. «Более 20 стран-импортеров уже свели к нулю свой импорт [иранской] нефти и вывели таким образом с рынка 1 млн баррелей нефти [Ирана], — отметил шеф американской дипломатии. — На сегодняшний день [иранский] режим с мая потерял более 2,5 млрд долларов в доходах от продажи нефти». Кроме того, продолжил Помпео, «100% доходов, получаемых Ираном от продажи нефти, будут храниться на иностранных счетах». «Иран может использовать эти деньги только в сфере торговли товарами гуманитарного назначения или при двусторонней торговле товарами, которые не находятся под санкциями», — сказал глава Госдепартамента. В пятницу спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук пояснил журналистам, что речь идет об эскроу-счетах. Это специальный условный счет, на котором учитываются как правило денежные средства до наступления определенных обстоятельств или выполнения определенных обязательств. Сущность расчетов через такой счет заключается в том, что все средства с него передаются в пользу одной из сторон сделки только в том случае, если она выполнила свои обязательства перед другой стороной. В этой связи отметим следующее.

  1. Снижение экспорта иранской нефти до 1 млн.баррелей в день является тем пределом, за который американцы в силу многих причин повлиять уже не могут. Кстати, такой же уровень добычи иранской нефти был в 2012 году после введения первого пакета санкций США. Отсрочка для восьми стран в этом контексте на шесть месяцев ничего не решает с той точки зрения, что за этот срок найти замену иранской нефти будет фактически невозможно, так как отсутствуют возможности для резкого наращивания нефти другими производителями. По двум причинам: технической и экономической (страны ОПЕК не будут себе в ущерб повышать бесконтрольно уровень добычи с рисками разбалансировать рынок и обрушить цены). Единственной надеждой американцев в этой связи является только наступление рецессии в мировой экономике, что снизит потребность в углеводородах. Но такой сценарий совсем не устраивает в долгосрочной перспективе прежде всего президента США Д.Трампа, которому застой в национальной экономике совершенно не нужен с учетом предстоящих президентских выборов.
  2. Ущерб Ирана в результате сокращения нефтяного экспорта в 2,5 млрд долларов США (в редакции Помпео) окажет малое влияние на размеры шиитской иранской экспансии в странах региона. Эта не та сумма, которая может кардинально повлиять на уровень такой экспансии иранцев в Ираке, Сирии, Йемене и Ливане. Просто КСИР свернет некоторые свои программы в той же Африке, Азии и Латинской Америке и перебросит деньги и ресурсы в регион Ближнего Востока. А именно он является главной «головной болью» для США и их союзников.
  3. Санкции против финансового сектора Ирана носят очень ограниченный характер. С одной стороны Соединенные Штаты успешно надавили на SWIFT (Всемирную службу обмена финансовыми сообщениями), которая облегчает большинство глобальных транзакций, к отключению ряда иранских банков от своей платформы. Тем не менее, Вашингтон только попросил исключить из оборота несколько иранских госбанков, и прежде всего — Центробанк ИРИ. При этом большинство частных иранских банков остались вне санкций. Это крайне важно для Ирана, потому что, хотя экспорт страны пострадает, страна по-прежнему сможет финансировать закупки продовольствия, медикаментов и других несанкционированных товаров, которые имеют решающее значение для усилий Тегерана по смягчению экономического и социального давления внутри страны. Таким образом, теряется главный компонент санкционной политики Вашингтона — создание условий для массового социального взрыва и смены нынешнего иранского режима.

Таким образом, американские эксперты делают выводы о том, что нынешний уровень санкций оставляет Тегерану несколько решающих инструментов для сохранения внутренней стабильности. Что же касается системы SWIFT, то отключение от ее платформ Центробанка ИРИ не является отключением этого банка от мировой финансовой системы: просто вместо часов транзакции будут занимать дни. К тому же на подходе новый центр расчетов ЕС.  Евросоюз заявил о непоколебимой решимости, невзирая на санкции США, продолжать работу по расширению экономических контактов европейских компаний с Ираном и создавать механизм финансовых расчетов с Тегераном для обхода этих санкций. Об этом говорится в заявлении внешнеполитической службы Евросоюза, распространенном в пятницу 2 ноября от его имени и входящих в ЕС государств — посредников ООН по Ирану (Великобритании, Франции, Германии). Заявление подготовлено в ответ на решение США не делать исключений для ЕС из новых санкций против Ирана, которые вступили в силу 5 ноября. «Как участники Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), мы привержены продолжению работы над сохранением и поддержанием эффективных финансовых каналов с Ираном, в том числе для поддержания экспорта иранской нефти и газа. По этим и другим вопросам ЕС продолжает работу с Россией и Китаем, а также третьими странами, заинтересованными в сохранении СВПД. В последние недели ЕС активизировал эти усилия, в том числе шаги по реализации европейской инициативы по созданию специального механизма, который обеспечит продолжение процесса снятия [международных] санкций с Ирана и позволит европейским импортерам и экспортерам продолжать легальный бизнес с этой страной», — говорится в документе. «Дополнительная работа будет проведена, чтобы поддержать экономических операторов, ведущих легальный бизнес с Ираном на основании законодательства ЕС. Наши министры финансов рассмотрят этот вопрос на ближайшей встрече (которая пройдет 6 ноября в Брюсселе), наша общая решимость продолжать двигаться по этому пути непоколебима», — говорится в заявлении.

В этой связи отметим, что, если мы берем во внимание все заявления американских и иранских официальных лиц и реальный итог введенных санкций и исключений из них, они пока носят в большей степени характер психологической войны. О реальных последствиях такого рода давления можно будет говорить только спустя два-три месяца, когда окончательно станет понятным практические шаги ЕС, России и КНР по вопросу преодоления санкций путем создания альтернативных от США инструментов расчетов и торговли с ИРИ.

62.87MB | MySQL:102 | 0,659sec