Оценки турецкого Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) последствий событий вокруг Украинской церкви. Часть 4

Бурно обсуждаемое в России решение Константинопольского патриархата о (возможности) автокефалии Украинской церкви не укрылось ни от внимания, ни от анализа турецких экспертов. Этой статьей завершаем анализ публикации Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) под заголовком «Независимость украинской православной церкви и её влияние на Турцию».

Напомним, что мы остановились на том, что решение Константинопольского патриархата о признании автокефалии Украинской православной церкви от РПЦ, пусть и не признанное, пока, православным миром, вполне может заставить турецкое руководство взглянуть под другим углом зрения на православие на своей территории и на Константинопольский патриархат в стамбульском районе Фенер.

До сих пор, по большому счету, турецкое государство его делами не интересовалось, относилось с опаской и местами даже с легкой иронией. В рамках общей политики на «сдерживание» других религиозных культов кроме суннитской ветви ислама. Проводником этой политики является Управление по делам религии, которое с точки зрения своих финансовых возможностей оставляет больше половины различных «светских» государственных, расходуя их на религиозное образование населения и на разнообразную международную деятельность. Разумеется, православия в этой деятельности нет и в помине.

Однако, статус Константинополя в качестве первого среди равных патриархатов и его конфликт с РПЦ, очевидно, побуждает Анкару к переоценке вопроса. Главное, что этот вопрос становится «картой», которую можно играть не только в отношениях с России, но и со всеми странами, исповедующими, в той или иной степени, православную ветвь христианства. А это, вообще говоря, заметная часть постсоветского пространства, которая попадает в сферу геополитических интересов Анкары. Тем не менее, возвращаемся к анализу, подготовленному со стороны SETAV.

Какие же делает выводы автор по итогам проведенного анализа?

Собственно, он начинает с того, о чем мы выше сказали: с того, что Турецкая Республика не признавала тезис Константинопольского патриархата об экуменизме (идеология всехристианского единства) и даже, на определенных отрезках истории, это создавало между церковью и государством серьезные проблемы. Однако, как указывает автор «конструктивный подход патриарха Варфоломея» и «принципиально отличная реакция ПСР от старой власти Турции, видевшей в Константинопольском патриархате пугало» приводит к иному результату. Эти обстоятельства становятся барьером на пути конфликта между властью и церковью в вопросе экуменизма.  Это не означает, что проблема не может возникнуть в среднесрочной и в долгосрочной перспективах. Однако, вопрос пока, в значительной мере, «ретушируется» Константинопольской церковью.

С точки зрения Турции, опасность заключается в том, что РПЦ в среднесрочной перспективе добьется своего – лидерства в православном мире и может попытаться распространить свое влияние на церкви и религиозные организации в самой Турции.

При этом один из крупнейших кризисов, переживаемых православным миром, как указывает автор, является для Турции возможностью. Ряд церквей, такая как Греческая и Грузинская, оторвались от российского влияния и, в значительной мере, оказались включенными в западный блок. Это не дает возможности РПЦ добиваться желаемых для себя результатов.

Если же говорить с турецкой позиции, то Турция оказывается в двойном, если не в тройном, выигрыше. С одной стороны, без российской поддержки ослабевает идея Константинополя об экуменизме. С другой же стороны, вес Русской православной церкви в мире ослабевает. Помимо всего прочего, как указывает автор, автокефалия Украинской православной церкви должна внести свою лепту в обеспечение территориальной целостности Украины (речь, очевидно, о Востоке Украины и о Крыме – В.К.). Её роль будет ролью своеобразного барьера с Россией, что для Турции является выгодным. И, как заключает автор материала: «следовательно, кризис, в значительной мере, выгоден для Турции».

Иными словами, мы заканчиваем этот материал тем, с чего начали. А именно, Константинопольская православная церковь на волне возникшего кризиса попала в сферу интересов турецкого руководства, которому выгоден раскол между РПЦ и Украиной, как ослабляющей влияние России. Кроме того, ослабление РПЦ на Украине приводит и к падению её, если можно так выразиться, «глобального рейтинга» на постсоветском пространстве, включая турецкую сферу интересов. Соответственно, в интересах турецкого руководства поддержать Константинополь в его конфликте с РПЦ и не допустить развертывания независимой деятельности последней, в частности, в самой Турции. В этом смысле, просматривается тактический союз между турецким руководством и Константинопольским патриархатом, идея о котором ещё вчера была достаточно призрачной.

52.29MB | MySQL:103 | 0,580sec