Ирак: о первых действиях законодательной власти нового созыва

Маховик парламентского плюрализма в Ираке, который немного пробуксовывовал на протяжении последних нескольких месяцев, постепенно вновь набирает обороты. Начав, как всегда, с бурных споров, демаршей, демонстративного покидания зала заседаний, срочно созываемых пресс-конференций и громогласных заявлений, и обвинений политических противников во всех смертных грехах, начиная от коррупции и заканчивая, бог весть чем. В таком формате и прошло во вторник, 6 ноября заседание иракского парламента 10-го созыва. На нем было решено заставить премьер-министра Аделя Абдель Махди огласить остающиеся, пока не названными, имена министров его кабинета, и произойти это должно либо в тот же день, либо в четверг, либо в субботу. Часть депутатов настаивает на отзыве проекта бюджета на 2019 года, назад в правительство, утверждая, что последний «изобилует нарушениями» и подвергся критике со стороны прежних министров, которые, видимо, вместо сплошь коррупционеров, стали теперь экспертами по бюджетированию.

Согласно данным новостного портала «Аль Сабах аль-Джадид», на сегодня, в подвешенном состоянии продолжают оставаться восемь министерств. Хотя, именно 6 ноября, ранее было определено как дата принятия «окончательного решения по вакантным портфелям».

Однако, как заявил  СМИ депутат, возглавляющий фракцию «Туркоманский фронт», Аршид аль-Салихи, «политические консультации касательно завершения формирования состава кабмина, проходившие во вторник, провалились». Представителям фракций, согласно комментарию депутат, договориться не удалось, и, самое позднее, в субботу, премьеру рекомендовано назвать имена кандидатов. «Все остальные слухи на этот счет не соответствуют действительности», — подчеркнул политик.

Обделенными чувствуют себя как раз туркоманы, — поддержал коллегу депутат Джасем Мухаммед Джаафар, заявивший, что перед премьер-министром стоит дилемма: либо выделить какое-то из министерств им, либо разделить уже занятое на два, и одно отдать представителям туркоманов. Ну, или учредить новое. Обязан он это сделать, по мнению парламентариев, хотя бы потому, что неоднократно называл туркоманов «обделенным и угнетавшимся прежде, меньшинством», в то время, как последние поддерживали все действия федерального центра, особенно отличившись в противостоянии с курдскими сепаратистами.

«Мы неудовлетворенны составом кабинеты министров и требуем нашего представительства в нем», — подчеркнул Д.М.Джаафар, убежденный, что иначе, всем туркоманам будет нанесено, если не оскорбление, то, как минимум, продемонстрировано неуважение.

Малочисленные и слабые в силу этого фракции, как считает Д.М.Джаафар на примере туркоманов, подвергаются давлению со стороны крупных блоков и становятся разменной монетой в их манипуляциях.  Так, туркоманы хотели получить пост вице-президента, что, скорее всего, не произойдет, и вызывает у последних «закономерное разочарование и несогласие с этим фактом».

«Никто не хочет уступать, —  рассуждает депутат, так, сейчас рассматривается вариант выделения нам или министерства культуры, или туризма, либо, разделения министерства по делам женщин таким образом, чтобы портфель министра достался туркоманам.  Премьер-министру следует в противном случае, открыто назвать имена тех политических сил, которые противятся таким инициативам», — подчеркнул депутат.

Адель Абдель Махди с самого начала своей работы оказался «между молотом и наковальней». Отсутствие подавляющего большинства у одной из партий определило нынешний, вынужденно консенсусный характер его кадровой политики, крайне неустойчивой и подверженной, как можно убедиться, воздействиям даже таких, относительно малозначимых политических сил, как туркоманы. Однако, последние, примкни они к любой из других фракций, могут нарушить шаткое равновесие и привести в будущем к цейтноту по куда  более значимым проблемам, чем назначение министра. С другой стороны, премьера атаковали противники проекта бюджета 2019 г. Они требуют пересмотра документа и его возврата в правительство (которого, как следует из первой части этого материала, еще толком и нет).

Подвергся проект бюджета и критике со стороны части «старых» депутатов, а также ушедших в отставку министров, объявивших о его «несоответствии чаяниям народа». Можно подумать, исполнявшийся в их время бюджет, им полностью соответствовал.

Нелестно отозвался о проекте бюджета Адель Хамис аль-Михляви, один из руководителей альянса «Национальная ось», по мнению которого, «он обделяет пострадавшие от войны и бедные провинции».

«Неужели в правительстве не представляют объем причиненного им ущерба и то, что до сих пор сотни тысяч обездоленных жителей их, вынуждены ютиться в трущобах», — задается риторическим вопросом депутат. По его мнению, часть бюджетных полномочий должна быть передана из ведения центра на места, а сам бюджет пересмотрен в пользу пострадавших провинций. Эти и подобные инициативы, а их уже выдвинуты десятки, делают принятие бюджета в первом чтении не то что не возможным, а ставят под вопрос  само чтение в его любом образе и виде.

Восемь нераспределенных портфелей это не мало, и шансов. что на этой неделе иракские парламентарии смогут приступить к бюджетной теме, соответственно, не много.

52.17MB | MySQL:103 | 0,487sec