К итогам для Турции памятных мероприятий в Париже, посвященных окончанию Первой мировой войны. Часть 1

Турецкая Республика, являющаяся если не правопреемницей, то исторической наследницей Османской Империи, разумеется, не является страной-победительницей в Первой мировой войне. Для Империи война обернулась поражением, распадом «больного человека Европы» и реинкарнации в виде Турецкой Республики. Как бы то ни было, страна приняла активное участие в торжественных мероприятиях, посвященных окончанию Первой мировой войны в Париже, возлагая на них определенные надежды. В первую очередь, на текущем этапе для Турции имеет значение диалог с США на высшем уровне между президентами Р.Т.Эрдоганом и Д.Трампом.

Напомним, что предыдущие встречи между двумя лидерами прошли более одного года назад: 16 мая и 21 сентября 2017 г. За ними последовал регулярный телефонный «перезвон», однако, двусторонних встреч, с глазу на глаз, не было. В частности, президент Р.Т.Эрдоган «на ногах» встретился с Д.Трампом на Саммите НАТО 11 июля, а также 25 сентября на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Что, впрочем, не помешало продолжению и развитию, вплоть до своего пика, кризиса в отношениях между Турцией и США.

В результате давления, оказанного США на Турцию, последняя была вынуждена отступить и освободить из-под стражи американского проповедника Э.Брансона накануне выборов в Конгресс. Даже тот факт, что он был признан судом виновным и, как бы, будучи в предварительном заключении, отсидел положенный срок, не слишком помогло сохранению лица турецкого руководства в этой ситуации. Да и американцы не стали размениваться на ответные любезности и отдавать, в плане принципа взаимности, находящегося под стражей в США вице-президента банка Halkbank Хакана Атиллу.

Непростая ситуация в турецко-американских отношениях в жанре «тяни-толкай» продолжается. С одной стороны, американцы объявляют награду за поимку или информации о местонахождении трех лидеров РПК, с другой стороны, самым тесным образом продолжают свое сотрудничество с курдами ПДС / СНС – филиалами РПК – в Сирии. Что побудило Турцию занять позицию по американским шагам, которую кратко можно резюмировать как «поздно и недостаточно». В этом смысле, у турецкой стороны были определенные надежды на встречу президентов Р.Т.Эрдогана и Д.Трампа в Париже, а также на предстоящее заседания Саммита «Большой двадцатки», которое состоится в Буэнос-Айресе в период с 30 ноября по 1 декабря с.г.

Какие же надежды возлагала турецкая сторона на парижские мероприятия после того, как она сочла, что сделала первый шаг в направлении снижения градуса напряжения в отношениях с американцами, освободив пастора Э.Брансона?

Напомним, что за ним последовало взаимное параллельное снятие США и Турцией санкций с министров юстиции и иностранных дел друг друга, что вполне претендует на то, чтобы войти в качестве «самых коротких санкций» в историю международных отношений.

Итак, перечислим вопросы и ожидания турецкой стороны на «новом этапе» отношений с США:

  1. ФЕТО или так называемая террористическая организация Фетхуллаха Гюлена: Турция, в этом смысле, уже ожидает конкретные практические шаги от американской стороны. Разумеется, конкретные – означает «экстрадиция» беглого турецкого проповедника.
  2. Поддержка сирийской ПДС: Турция выражает свою обеспокоенность тем, что в рамках борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация), США тесно взаимодействует с ПДС / СНС и осуществляет совместное патрулирование. Это приравнивается Турцией к открытой поддержке террористической организации.
  3. Награда США за лидеров РПК: здесь Турция продолжает говорить о том, что решение – опоздало и подозревает американскую сторону в попытке «не мытьем, так катаньем» обеспечить легализацию ПДС.
  4. Дело Halkbank: о том, что вопрос освобождения Х.Атиллы продвигается в положительном русле, турецкая сторона заявляла неоднократно. Как отметил президент Р.Т.Эрдоган накануне своего визита в Париж, на этот счет он планирует передать дополнительную информацию и документы Д.Трампу.
  5. Санкции в отношении Ирана: президент Р.Т.Эрдоган уже заявил о своей позиции в отношении тех санкций, которые могут стать применимыми и к Турции через 6 месяцев. Эта позиция проста: для Турции санкции – неприемлемы и придерживаться их она не собирается ни при каких условиях.
  6. Сирия: президент Р.Т.Эрдоган накануне выезда в Париж заявлял о своем намерении обсудить с Д.Трампом результаты встречи в Стамбуле «Большой четверки» в составе России, Турции, Германии и Франции, а также реализацию совместного плана. Рука об руку с этим вопросом идет и тема восточного берега Евфрата, который Турция «просит освободить» от курдского присутствия.
  7. Убийство Д.Хашогги: этот вопрос является чрезвычайно болезненным не только для КСА, но и для США, поскольку «удушение и расчленение» журналиста в саудовском генконсульстве в Стамбуле, некоторым образом, затрудняет диалог с саудовским руководством для всех людей, которые стремятся хотя бы продемонстрировать соблюдение приличий. А американцами на КСА делается большая ставка в плане регионального сдерживания Ирана.

Фоном для встречи двух президентов, разумеется, является текущая ситуация с закупкой Турцией российских систем С-400, а также с поставками в Турцию новейших американских самолётов F-35.

52.26MB | MySQL:103 | 0,484sec