ССАГПЗ: оформление регламента единого таможенного союза выходит на финишную прямую

Генеральный секретарь Союза торгово-промышленных палат арабских государств Персидского залива. Басем аль-Сейф, заявил порталу «Аль-Иктисадыйя», что ведущееся в большинстве из ТПП исследование относительно возможности создания и требований к единому таможенному союзу, близко к завершению. Скорее всего, документ выйдет в свет уже в начале следующего года. Разработкой его, напомнил Б.аль-Сейф, занимаются специально созданные в структуре ТПП «рабочие мастерские», составленные из экспертов различного профиля.

Прообраз будущего исследования уже становится очевиден, рассказал журналистам Б.аль-Сейф, после ознакомления с черновиком, подготовленным в ТПП Омана. «Он будет дополнен мнениями из всех ТПП и затем, пилотный вариант соглашения будет направлен в секретариат ССАГПЗ». Очередная встреча, посвященная этой теме, состоится в ближайшее время в Кувейте.

Как мы уже сообщали ранее, организация единого таможенного пространства озвучена в арабских странах не вчера, и активно обсуждалась в формате ЛАГ. Согласно инициативе, внесенной представителями Марокко, на 20-й сессии заседания Комитета по таможенным вопросам и процедурам информационного взаимодействия, в июле прошлого года, рекомендовалось ориентироваться на Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли, в частности: «Просить Секретариат Лиги арабских государств направить Конвенцию об упрощении процедур торговли Всемирной торговой организации государствам-членам ЛАГ для ее изучения и адаптации в интересах таможенного союза с целью разработки таможенных процедур в государствах-членах».

Предстоящее совещание вполне своевременно. Не столько с точки зрения саудовского недовольства продолжающимся торговым сотрудничеством некоторых арабских стран с Ираном, хотя этот аспект, безусловно, присутствует, сколько в свете общей ухудшающейся экономической обстановки. Мировая экономика и торговля все глубже входят в «зону турбулентности», что не может не беспокоить даже такие богатые и стабильные страны как ОАЭ, КСА, Кувейт и их соседей. Им есть, что обсудить и к чему готовится. При чем, речь идет не только о «вызовах и угрозах».  Хотя надвигающиеся глобальные торговые войны и наносят ущерб рынкам в целом, за прошедший период, нефтехимическим производителям в странах Персидского залива, например, они принесли несомненную пользу. Вполне закономерно, что страны-члены ССАГПЗ выступают в авангарде это процесса.

Из деталей, приведенных Б.аль-Сейфом, стало понятно, что в основу документа положено свыше десяти основных нормативных положений, среди которых, в частности, необходимость функционирования пограничных переходов в круглосуточном режиме, организация «образцовых» пограничных переходов, оборудованных по последнему слову техники, по образу и подобию которых затем будут обустроены все остальные переходы. Предусматривается оснащение переходов лабораториями. По остальным положениям продолжает вестись выработка критериев в соответствии с форматом будущего таможенного союза.

Кроме того, специальный комитет секретариата ССАГПЗ, курирующий тему таможенного союза, занимается сбором и обобщением видения вопроса со стороны частного бизнеса.

20-е заседание оргкомитета Таможенного союза (ТС) стран-членов ССАГПЗ прошло в октябре в Кувейте. На нем обсуждались ход подготовки соглашения, а также выполнение решений 17-ой консультативной встречи секретариата на которой было дано указание ускорить выработку протокола перемещения грузового автотранспорта в рамках ТС и системы перевода таможенных пошлин в рамках взаимозачета и другие текущие вопросы. Члены комитета обратили внимание на роль понятие «первого въезда» на территорию будущего союза при перемещении грузов, а также на соответствие разрабатываемых решений стандартам Международной таможенной организации в контексте упрощения процедур и облегчения торговли. Председательствовал на заседании советник Джамаль аль-Джалави, директор Главного таможенного управления Кувейта, а одной из основных тем, кроме имеющих отношение к ТС, стало обсуждение соответствия торговой и таможенной политики стран-членов ССАГПЗ требованиям ВТО и выработка «механизма эффективного взаимодействия с международными организациями и агентствами».

Скорее всего, штаб-квартира будущего союза расположится в Кувейте, а вот его своеобразными морскими воротами станет Султанат Оман. Именно морская транспортная компонента является основной для внешней торговли стран-членов ССАГПЗ, а значение таких портов, как оманские и Фуджейра (ОАЭ) трудно переоценить, так как они находятся вне зоны Ормузского пролива, следовательно, в случае форс-мажорных ситуаций, наподобие военного конфликта с участием Ирана, когда Ормуз окажется перекрыт на неопределенный срок, через них и будет осуществляться почти весь морской грузооборот. Он к слову, растет и проблема обработки, хранения и учета огромных массивов данных, ведь только на одном контейнеровозе может находиться несколько сот контейнеров, а во всех них – тысячи товарных наименований, каждое из которых надо будет формализовать и передать по единой цепочке хранения и обработки информации, сама по себе, является весьма и весьма нетривиальной задачей.

Так, согласно отчета Оманской международной логистической организации, за первые семь месяцев текущего года рост грузов, переваленных через порты султаната, по сравнению с 2017 г. составил 20%. На такую же величину вырос импорт контейнеров через порт Сохар, экспорт же их увеличился на 26 %. Что касается порта Салала, то импорт через него вырос на 24%, а экспорт – на 22%. Примечательно, что на рост грузооборота не повлияла вынужденная десятидневная остановка работы портов весной по неблагоприятным погодным условиям. Число контейнеровозов, прибывших в оманские порты за указанный срок, выросло на 30%, сухогрузов – на 14% и наливных судов – на 28%.

62.83MB | MySQL:102 | 0,706sec