О кадровом обеспечении деятельности Администрации президента Турецкой Республики – Комитет по политике в сфере местного управления. Часть 1

Турецкая Республика перешла от парламентской к президентской форме правления. Приступаем к рассмотрению кадрового состава вновь созданного Комитета по политике в сфере местного управления. Напомним, что во всех девяти комитетах при Администрации президента председательствует лично Р.Т.Эрдоган. Он же единолично отбирает и назначает членов во все комитеты.

Прежде чем приступить к рассмотрению кадрового состава Комитета по местному управлению, отметим следующее: в Турции, безусловно, выстроена вертикаль власти, завязанная на единый центр принятия решений, географически — в Анкаре и административно – лично на президента страны Р.Т.Эрдогана по любым, имеющим сколь ни будь большое значение, вопросам.

Нельзя сказать, что бы такая модель «централизма» рассматривалась бы даже самим турецким руководством, в качестве наиболее оптимальной. Отсюда и многочисленные дискуссии в стране на предмет повышения самостоятельности «на местах». Впрочем, понятно, что Турция – унитарное, а не федеральное государство. А любые дискуссии, к примеру, о национальной автономии для курдов или же об их большей самостоятельности или, хотя бы, национальной идентичности натыкаются на барьер в виде генетического страха сепаратизма. Понятно, что федерализация в любой форме вступает в несомненное противоречие как с действующей Конституцией страны, так и в целом, с пониманием того, как Турецкая Республика создавалась и была провозглашена в 1923 году.

Помимо этого, следует отметить ещё одну турецкую особенность: как показала практика многочисленных коалиционных правительств прошлого, классическая европейская демократия, без элемента «авторитаризма», в Турции не работает и приводит к внутренним потрясениям.

Турки, если так можно выразиться, — слишком «хаотичный» и слишком «восточный» народ, чтобы можно было ими управлять без «скрепы» в виде национального лидера. Р.Т.Эрдоган, в этом смысле, — первый, пожалуй, лидер подобного калибра за несколько десятков лет. Сравнение его с основателем и первым президентом Турецкой Республики М.К.Ататюрком – весьма затруднительно. С учетом того, в сколь разных обстоятельствах им предстояло действовать. Ататюрку-военному приходилось отвоевывать и ставить страну на путь кардинальных реформ. Р.Т.Эрдоган – политик лишь направляет страну в коридоре определенных возможностей. Заданных в том числе и самим Ататюрком. Однако, 16-летнее нахождение во власти – безусловно, беспрецедентный по меркам истории Турецкой Республики срок. И обеспечить себе его иными методами было невозможно, кроме как, если выражаться прямо, сломать «об колено» всех своих противников и соперников, включая военный и судейский корпус, прибегая для этого, без стеснения, ко всем возможным методам и альянсам (включая и беглого проповедника Ф. Гюлена), как стратегическим, так и ситуативным.

Однако, возвращаясь к вопросу Комитета по политике в сфере местного управления: задача перед ним, прямо скажем, поставлена непростая – соблюсти баланс между подотчетностью Анкаре и самостоятельностью. И главным полигоном для этого процесса должны стать проблемные восточные и юго-восточные провинции страны.

Перечисляем содержание Статьи 31 Указа президента №1, содержащей обязанности и полномочия упомянутого Комитета:

  1. Разрабатывать предложения по политике и стратегии в сфере урбанизации и городского управления.
  2. Предоставлять предложения по стратегии, связанной с политикой в сфере местного управления, которая бы учитывала особенности Турции: социальную, экономическую и политическую реальность.
  3. Разрабатывать предложения по политике в вопросах миграции и поселений.
  4. Разрабатывать предложения по охранительной и развивающей политике в сфере окружающей среды, леса, водных ресурсов и проч.
  5. Разрабатывать предложения по политике в сфере урбанизации, с учетом сохранения и развития турецкого культурного наследия.
  6. Проводить исследования в сфере «умной урбанизации» и на их основе выступать с предложениями по стратегии.
  7. Проводить работы, связанные с планированием государственных инвестиций в программы, предусмотренные застройкой (черноморских) Проливов.
  8. Для обеспечения эффективной политики в сфере окружающей среды разрабатывать политические и стратегические предложения.

Итак, как мы видим, вдобавок к уже обозначенным нами вопросам, в обязанностях и полномочиях Комитета присутствует несколько немаловажных вопросов, допустим, связанных с внутренней иммиграцией и урбанизацией. Понятно, что в региональном развитии Турции наблюдается известная неравномерность, которую требуется устранять. Заодно при этом сохраняя турецкую деревню (читай, сельское хозяйство), на фоне быстро идущего процесса урбанизации. Отдельной темой для Комитета станет, вне всякого сомнения, вопрос сирийских беженцев, которые уже осели в стране и выезжать из нее не собираются. Как обеспечить интеграцию 3 млн человек – важный и сложный вопрос.

Помимо этого, интересно, что вопросы защиты окружающей среды попали именно в число вопросов именно этого комитета. Равно как и прозвучало слово «Проливы», которое в последнее время в Турции ассоциируется только с одним вопросом – строительством Канала Стамбул, на пути к чему Турция двигается медленно, но верно.

52.23MB | MySQL:103 | 0,461sec