О реакции ФРГ на эскалацию напряженности между Израилем и ХАМАСом

Эскалация напряженности между Израилем и ХАМАСом, наблюдавшаяся на этой неделе и завершившаяся согласованием при посредничестве Египта режима прекращения огня, имела большое значение не только с точки зрения перспектив самого конфликта или ситуации в израильском правительстве, но и реакции международного сообщества. Среди него, как показалось некоторым обозревателям и экспертам, выделяется позиция Германии. Еще во вторник федеральное Министерство иностранных дел распространило довольно емкое заявление, иллюстрирующее подход Берлина к оценке событий. Часть комментария сводилась к посредническим усилиям, предпринятым для снижения насилия Каиром и ООН. Они получили высокую оценку дипломатов ФРГ. Помимо этого в сообщении говорилось, что страна готова поддержать эти и любые другие инициативы, не упоминая конкретно, какие именно, для того, чтобы не допустить перерастания этого витка столкновений сторон в полномасштабную войну.

Впрочем, самой интересной, а для многих и спорной стала вступительная часть заявления, в которой утверждалось: «Ситуация в секторе Газа и на юге Израиля вызывает большую тревогу. За последние несколько часов по Израилю были выпущены сотни ракет и минометных снарядов. По крайней мере, один человек был убит, и многие люди получили ранения в результате этих нападений, некоторые из них серьезные. Мы самым решительным образом осуждаем эту ракетную атаку. Не может быть никакого оправдания этому насилию против ни в чем неповинных гражданских лиц. Мы всегда ясно давали понять, что Израиль имеет право защищать свою безопасность и реагировать на нападения соответствующим образом».

Приведенная цитата дает основание для различных выводов, как по форме, так и по содержанию. Во-первых, описание агрессии против Израиля занимает половину сообщения МИД ФРГ. Во-вторых, в тексте ясно подчеркивается, что виновником эскалации является не Израиль, хотя напрямую силы, инициировавшие запуск ракет, не называются. Более того, сообщается, что атакуются израильские мирные жители, хотя, как известно, при анализе подобных событий более традиционной является обратная трактовка, при которой израильские солдаты убивают мирных палестинцев. Также не упоминается инцидент с израильской группой спецназа, который многие сочли поводом для вспышки насилия. В-третьих, данные о потерях с палестинской стороны не фигурируют, равно как не говориться о положении в Газе мирного населения. Данный факт позволяет сделать предположение о возможности адаптации скорректированного подхода к определению того, кого в этом ассиметричном конфликте можно причислять к комбатантам.  Наконец, Берлин не просто открыто декларирует право Израиля на самооборону, но отмечает преемственность и неизменность своей точки зрения на данный аспект противостояния.

Подход, обозначенный дипломатами Германии, не мог не спровоцировать волну обсуждений, захлестнувших, прежде всего, информационное поле. Среди внешних СМИ можно выделить турецкое новостное агентство Anadolu, написавшее, что ФРГ «провалила задачу осудить Израиль за агрессию». Особое недовольство журналистов вызвало то, что немецкие дипломаты заявили об одном погибшем израильтянине, не упомянув о гибели, как минимум, шестерых с палестинской стороны. Кроме того, их не устроило, что нынешний раунд противостояния был рассмотрен вне контекста «марша возвращения», в котором, как пишет Anadolu, тысячи человек получили ранения, а 200, используя терминологию издания «замучены».

Еще интереснее внутренняя реакция, появившаяся в СМИ в самой Германии. При этом наиболее подходящей для анализа кажется газета Welt, на страницах которой ранее публиковались материалы о непонимании между Израилем и ФРГ которое маскируется ничего не значащим смягчением антиизраильской риторики со стороны федерального правительства. На этот раз идея также прослеживается в публикации одного из главных колумнистов издания Ж.Шутсера, которому удалось дистанцироваться от конкретных реалий и задуматься о морали всего происходящего. У израильтян, на его взгляд, она своя и заключается в том, что пострадать от войны или пойти воевать там может каждый. У немцев, а точнее у большинства из них,  мораль другая, а точнее их две. Одна – для ФРГ и остального мира, вторая – для США и Израиля, где население принято осуждать за действия конкретного правительства.

Такая трактовка событий, как кажется, не менее важна и интересна, чем само заявление МИД ФРГ, о котором, кстати сказать, в статье не упоминается. С одной стороны, автор не оправдывает израильский ответ Газе, поскольку, так или иначе, действия властей осуждаются и в какой-то степени приравниваются к политике президента США Д.Трампа, которого зачастую представляют разрушителем миропорядка в планетарных масштабах. С другой стороны, открыто звучит понимание того, что Израиль – не только армия, не умеющая ничего, кроме как убивать мирное население. Израиль и есть мирное население, по разным причинам периодически почти полностью превращающееся в армию, защищаю себя. Примечательно и то, что понимание страны как людей, которым можно и нужно сострадать рождается не на почве исторической памяти и воспоминаний о Холокосте, хотя в статье о нем все же упоминается.

Стоит сказать, что попытка представить Израиль не только через призму конфликта и агрессии в целом наблюдается сегодня в рамках немецкого общества. К примеру, во Франкфурте-на-Майне на 25 ноября запланирован конгресс ассоциации ILI (I like Israel). Мероприятие проводится каждые два года, предполагается, что на этот раз его участниками станут около 3000 человек. При этом, по мысли организаторов, для преодоления барьеров между обществами, которые безусловно существуют, необходимо показывать весь спектр возможных связей, для чего в программе есть панельные дискуссии по таким направлениям как наука, спорт бизнес, социальные проекты. ILI подчеркивает, что активность организации не имеет прямого отношения к борьбе с движением по бойкоту Израиля (BDS-Movemnt), а сосредоточена на повышении информированности населения ФРГ о действительном положении дел в ближневосточной стране, что потенциально должно образовывать основы для сближения в различных сферах.

Таким образом, в настоящий момент можно говорить о заметном смягчении позиции ФРГ в отношении Израиля, что проявилось в реакции МИД на эскалацию конфликта в Газе. Вместе с тем о полной трансформации курса речь пока не идет. С одной стороны, для государств по-прежнему характерно разное восприятие решений президента США Д.Трампа по Иерусалиму. Так, параллельно с опубликованием комментария немецких дипломатов в израильских СМИ появились сообщения, что А.Меркель в апреле пыталась оказать давление на руководство Румынии с тем, чтобы предотвратить перенос её посольства в Иерусалим, а также проводила аналогичную линию в отношении других европейских государств. Впрочем, потенциально способствовать сближению могут процессы, проявляющиеся в немецком обществе, где имеет место тенденция к формированию восприятия Израиля как дружественной и мирной страны, связи с которой могут основываться на взаимном интересе и симпатии, а не вечном искуплении вины перед еврейским народом за преступления прошлого.

52.18MB | MySQL:103 | 0,541sec