Роль аграрного сектора в стабилизации социально-экономической ситуации в Тунисе

В Тунисе избранное в начале ноября текущего года новое правительство с первых же недель своей работы сталкивается с целым комплексом структурных вызовов в социально-экономической сфере и ставит во главу угла вопрос о проведении срочной экономической реформы. По итогам 2018 г. экономический рост может составить около 2.6%, несмотря на ранее озвученные экспертами прогнозы в 3% и более. При этом, в течение года резко вырос дефицит торгового баланса (4.8 млрд. евро), а также наблюдался рост безработицы и девальвация национальной валюты. Инфляция в Тунисе увеличилась до 7.5%, а бюджетный дефицит в текущем году составил 4.9% от ВВП.

В этом контексте, роль аграрного сектора в плане стабилизации экономического развития Туниса представляется значительной. Сельское хозяйство является одним из главных локомотивов развития национальной экономики – именно аграрный сектор наряду с туризмом обеспечивает основу экономического роста страны в последние годы. Вклад аграрного сектора в национальный ВВП составляет сегодня 14%, а заняты в нем 16% всего трудоспособного населения Туниса. Соответственно, важнейшим приоритетом экономических реформ нового тунисского правительства станет повышение эффективности и производительности местного аграрного сектора, обладающего важнейшим потенциалом для создания новых рабочих мест и источников дохода для бедных слоев населения. В рамках новой аграрной политики правительство Туниса стремится ограничить и оптимизировать импорт продовольствия, повышая одновременно конкурентоспособность внутренних производств.

Также правительство рассчитывает на увеличение экономического роста с нынешних 2.6% как минимум до 5% в ближайшие годы, уповая на роль аграрного сектора как локомотива такого развития. Для этого, принимаются различные меры по созданию благоприятного инвестиционного климата для поступления внешних и внутренних инвестиций на поддержку и модернизацию аграрного сектора.

Значительной угрозой для претворения в жизнь этих планов могут стать резкие климатические изменения, способные оказать пагубное воздействие на развитие аграрного сектора и национальную продовольственную безопасность в целом. Тунис на себе особо испытывает рост температуры земной поверхности, что уже приводит к часто повторяющимся экстремальным природным явлениям, как например, наводнения и засухи. Согласно экспертным оценкам, к 2050 г. следует ожидать повышения температуры на 0.7-2.6 градусов, что создаст серьезные угрозы для аграрного развития, в частности, приведет к сокращению посевов и соответственно дефициту продовольствия. Также экстремальные природные явления будут разрушать инфраструктуру аграрного сектора, включая системы транспортировки и хранения продовольствия. Климатические изменения будут провоцировать эпидемии инфекционных заболеваний животных, а также гибель скота из-за высоких температур. Наконец, рост конкуренции за ограниченные природные ресурсы, в том числе доступ к питьевой воде, может серьезно подорвать экономическую стабильность Туниса в ближайшие годы.

Наконец, климатические изменения неизбежно ведут к повышению уровня мирового океана, что является очень опасной угрозой непосредственно для Туниса, где уровень моря к 2090 г. может вырасти на 2-5 метров (в прошлом столетии рост составил лишь максимум до 61 см). С учетом того, что 80-90% экономической активности Туниса, включая пресловутый аграрный сектор, расположены на побережье страны, последствия могут быть катастрофическими. В частности, осолонение плодородных почв в непосредственной близости от побережья Туниса и образование дефицита водных ресурсов могут поставить под угрозу перспективы всего аграрного сектора, который потребляет сегодня 80% всех водных ресурсов страны. Ожидается, в частности, что к 2030 г. водные ресурсы Туниса под воздействием климатических изменений сократятся на 30%. В целом, как подсчитали экономисты, убыток тунисских фермеров под воздействием климатических изменений до 2030 г. будет исчисляться сокращением их ежегодного дохода в размере 2-7%. Кроме того, в среднесрочной перспективе будет продолжаться тенденция сокращения пригодных для посева земельных ресурсов и рост цен на отдельную продовольственную номенклатуру (пшеница, ячмень, картофель, фрукты, оливковое масло) ввиду сокращения объемов их производства.

Таким образом, комбинированное негативное воздействие климата на аграрный сектор будет проявляться в различных изменениях – от сокращения посевов и осолонения почв до экономических потерь фермерских хозяйств, кризиса водных ресурсов и роста продовольственных цен.  В совокупности, данная ситуация может привести к замедлению темпов роста производительности в аграрном секторе, что будет сложно компенсировать за счет стимулирования других приоритетных отраслей. Это будет сделать не под силу даже за счет вновь набирающего обороты туризма, который вырос в первом полугодии 2018 на 48% больше, чем в аналогичный период 2017 г. Такой поворот, в свою очередь, может свести на нет все намеченные новым правительством Туниса экономические преобразования и планы по ускорению экономического роста. В частности, доведение в 2019 г. экономического роста в стране до уровня 3.5% (в нынешнем году пока составляет 2.6%) планировалось осуществить в первую очередь за счет расширения и диверсификации сельского хозяйства, которое может серьезно забуксовать.

Осознавая важность климатических вызовов, новое тунисское правительство намерено предпринять активные усилия, с подключением международных организаций и финансовых институтов, для укрепления устойчивости аграрного сектора к климатическим катаклизмам. В частности, речь идет о реализации совместно со Всемирным банком целого ряда проектов по модернизации ирригационных систем в бедных и слаборазвитых аграрных районах страны, в целях наращивания производительности и обеспечения выхода этой продукции на местные и региональные рынки.

Следует помнить, что именно продовольственный кризис, спровоцированный высокими ценами на важнейшие виды продовольственной продукции, спровоцировал кризис власти в Тунисе в 2010-2011 году, став фактически отправной точкой для феномена т.н. «арабской весны», которая распространилась впоследствии по всему региону. Одной из главных первопричин тунисской революции явилось как раз недостаточное внимание к структурным проблемам аграрного сектора. Сегодня, когда негативные тенденции в национальной экономике вновь продолжают нарастать, а экономическая и налоговая нагрузка на населения увеличиваются, риск повторения социальных протестов 2010 г. также довольно высок. В этой ситуации необходима тщательно спланированная и стратегически верная аграрная политика, способная обеспечить поступательное развитие отрасли. Кроме того, существуют высокие финансовые риски, в том числе обусловленные необходимостью обслуживания правительством Туниса кредитного транша в размере 1.74 млрд долларов США, взятого в 2013 г. у Международного валютного фонда. В этих условиях, свободных финансовых ресурсов для структурной перестройки аграрного сектора в распоряжении тунисского политического руководства практически не имеется.

52.2MB | MySQL:103 | 0,637sec