Иордания: о некоторых тенденциях внешнеэкономического сотрудничества

Достаточно неуклюжая попытка правительства Иордании заняться протекционизмом и отменить действие соглашения о свободной торговле с Турцией, начиная с 22 ноября, ожидаемо встретила ряд протестов со стороны государственных структур и бизнесменов королевства.  Собственно, заняться кое-кто в ближайшем окружении короля Абдаллы II решил не протекционизмом и защитой прав и интересов иорданского производителя: в масштабах торговли с Турцией об этом говорить просто смешно. Скорее тут возымела место попытка «отжать немного денег» с турецкой стороны. В самом деле, с 2011 года, с момента подписания соглашения о свободной торговле, ну не платят турки ничего в казну иорданского монарха. А он, как известно, если не совсем беден, то не очень богат. Особенно в сравнении с некоторыми соседями. Поэтому, решили турок попробовать заставить заплатить.

Первым с критикой подобного решения выступил председатель ТПП Иордании, Наиль аль-Кибарити, призвавший правительство «пересмотреть свое решение о приостановке действия соглашения о свободной торговле» и соблюдать права и экономические интересы страны.

По его оценке, отмена соглашения нанесет «сокрушительный вред коммерческим компаниям и предприятиям» и правительству необходимо срочно начать консультации с турецкой стороной по этому вопросу.

«Коммерческий сектор королевства надеется, что правительство пересмотрит решение с учетом интересов всех сторон, поскольку многие компании и сферы деятельности, те же услуги, пострадают от отмены режима свободной торговли, особенно те, кто успел инвестировать средства в Турцию и из Турции, кто связан агентскими и франшизными соглашениями с турецкими партнерами, является представителем или их филиалом в Иордании», — считает Н.аль-Кибарити.

«Необходимо признать, что наш товарооборот с большинством стран мира, не только с Турцией, несбалансирован, —  продолжил глава ТПП, — но это же не означает, что надо со всеми отменять торговые соглашения. Для защиты собственного производителя есть и другие методы, и способы, кроме того, превосходство турецких производителей по целому ряду позиций, очевидно, тут нам просто нечего защищать».

«Правительству необходимо не забывать, что торговля является основным сектором экономики в Иордании, играет значительную роль в создании рабочих мест, в сборах налогов и пошлин»,- подчеркнул Н.аль-Кибарити.

Напомним, что Министерство промышленности, торговли и обеспечения Иордании уведомило ТПП страны, что соглашение о свободной торговле с Турцией станет недействительным с 22 ноября текущего года.

Соответствующее решение было вынесено постановлением правительства страны в марте, само же соглашение действовало с 2011 года.

По нашей оценке, за подобным решением не стоит ни политических, никаких других мотивов, кроме попытки шантажа турецкого бизнеса и принуждения правительства Турции к пересмотру условий прежнего соглашения. Не очевидный результат, особенно с учетом объемов торговли Турции с теми же Ираком или Катаром.

Иордания остро нуждается в выгодных торговых соглашениях, именно с этой целью отправился в Японии министр планирования и международной торговли королевства Марий Каавар, намеренный обсудить в Токио перспективы двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Традиционно, иорданский министр будет предлагать японцам вложиться в королевство, обещая льготы и выгодные условия ведения бизнеса, что, как следует из примера сотрудничества с Турцией, может оказаться не столь долговременным и прочным.

Упор в развитии торгово-экономических отношений с Японией будет также сделан на развитие кредитного сотрудничества и снижение стоимости иорданских заимствований у Токио на ближайшие два года.

Токио является одним из основных кредиторов для Аммана, выделив в общей сложности с 1999 года, 1.363 млрд долларов США.

Иорданский монарх, личность, безусловно яркая и харизматичная, что в значительной степени следует отнести к проекции памяти его отца, короля Хусейна, сам не раз принимает участие в обеспечении знаковых проектов или стратегического финансирования для свой страны. На прошлой неделе Абдалла II совершил два важных визита, в США и Ирак.

В Вашингтоне по заслугам оценили позицию Иордании  по сирийскому проблематике, вручив королю премию Темплстона (2018 Templeton Prize) «в знак признания его усилий по достижению межконфессиональной гармонии, защиты исламских и христианских святынь и мест в Иерусалиме(!) и защиты религиозных прав верующих». Весьма красноречивый намек и на позицию королевства по поводу переноса посольства США в Израиле в Иерусалим и, само собой, защиту прав верующих, особенно, собирающихся по ту сторону иордано-сирийской границы, что примыкает к району Эт-Танф.

Встреча в Багдаде с новым президентом Ирака Бархамом Салихом (больше, попросту не с кем встречаться, Адель Абдель Махди целиком и полностью вовлечен в увлекательные кадровые перипетии своего никак не назначаемого кабинета министров) была посвящена реализации проекта по строительству трубопровода Басра (или Кербела, или Неджеф, там есть варианты) – Акаба, восстановлению международного шоссе Багдад – Амман и учреждению совместной «свободной индустриальной зоны» в неназваном районе границы между Иорданией и Ираком.

Абдалла II обсудил с президентом Ирака вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также аспекты, касающиеся урегулирования сирийского кризиса.

52.18MB | MySQL:103 | 0,529sec