О борьбе между политиками израильского левого лагеря

Председатель парламентской оппозиции депутат Кнессета Ципи Ливни («Сионистский лагерь») заявила в среду утром в интервью армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ», что она поддержит любого, кто «способен осуществить переворот» (имеется в виду победить на выборах правых и оттеснить их от власти), а не обязательно председателя блока «Сионистский лагерь», который она представляет в Кнессете, Ави Габая. Следует пояснить, что «Сионистский лагерь» представляет собой парламентский блок, объединяющий две левые партии – более крупную Аводу, председателем которой является на сегодняшний день Ави Габай, и более мелкую партию – «Тнуа» («га-Тнуа»), председателем которой является депутат Ципи Ливни. Фракция «Сионистского лагеря» в Кнессете насчитывает сейчас 24 депутата (это вторая по величине фракция после фракции возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой израильской партии Ликуд), из которых пятеро представляют партию «Тнуа» (места для них в общем списке были забронированы на основании договора между двумя партиями). Таким образом, в заявлении депутата Кнессета Ципи Ливни можно усмотреть недвусмысленный намек на принципиальную готовность разорвать партнерство с партией Авода.

«Если кто-то другой может возглавить такой переворот (имеется в виду резное усиление левого лагеря и отстранение от власти нынешней правящей коалиции, состоящей из правых и религиозных партий – В.Ч.) и будет готов служить (государству – В.Ч.) и в оппозиции, то я буду частью этого дела», — сказала председатель партии «Тнуа». Это заявление было сделано ее на фоне оценок, согласно которым, несмотря на то, что премьер-министру Биньямину Нетаньяху удалось стабилизировать правящую коалицию после недавнего выхода из ее состава партии «Наш дом – Израиль», возглавляемым теперь уже бывшим министром обороны Авигдором Либерманом, досрочные выборы в Кнессет неизбежны, так как правящая коалиция, опирающаяся на поддержку всего 61 депутата (следует напомнить, что в Кнессете – 120 депутатов), не может быть устойчивой по определению.

При этом положение «Сионистского лагеря» в опросах общественного мнения продолжает оставаться очень плохим. Все без исключения опросы предсказывают этому левому парламентскому блоку электоральную катастрофу, которая выразится в том, что «Сионистский лагерь» получит на предстоящих выборах в Кнессет в лучшем случае немногим более половины от тех 24 мандатов, которые у него есть сейчас. При этом он утратит в пользу возглавляемой депутатом Кнессета Яиром Лапидом и находящейся сейчас в оппозиции центристской партии «Еш атид» свой нынешний статус второй по величине фракции в Кнессете. Результаты отдельных опросов общественного мнения для «Сионистского лагеря» вообще «апокалиптические».

Немалую (если не основную)  роль в конфликтах между ведущими политиками левого лагеря играют их личные амбиции. Особую угрозу для статуса нынешнего председателя партии Авода и главы парламентского блока «Сионистский лагерь» Ави Габая представляет заявивший о своем намерении принять участие в большой политике бывший начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковник запаса Биньямин (Бени) Ганц, который считается левым центристом. Так, например, опрос общественного мнения, проведенный в октябре по заказу 10-го канала Израильского телевидения, показал, что если бы Бени Ганц принял участие в предстоящих выборах в Кнессет во главе своей собственной новой партии, то эта партия получила бы 13 мандатов в том время, как «Сионистский лагерь» получил бы всего 8 мандатов.

Поскольку Бени Ганц еще не определился с тем, будет ли он принимать участие в выборах во главе своей собственной новой партии или же присоединится к одной из существующих партий, например, к партии Авода, другие опросы общественного мнения рассматривали возможность того, что он оттеснит от власти Ави Габая и станет новым председателем партии Авода, а, соответственно, и парламентского блока «Сионистский лагерь» в целом. В таком случае, согласно данным опросов общественного мнения, «Сионистский лагерь» имеет серьезный шанс остаться второй по величине после Ликуда фракцией в Кнессете, обогнав партию «Еш атид». Таким образом, замена Ави Габая Бени Ганцем, хотя и не дает «Сионистскому лагерю» надежды на победу над Ликудом и над правыми партиями в целом, позволяет однако высокопоставленным функционерам Аводы и партии «Тнуа», засидевшимся в оппозиции, надеяться на получение министерских постов в рамках правительства национального единства, которое теоретически могут создать Ликуд и «Сионистский лагерь» в случае успеха последнего. Можно не сомневаться, что ради того, чтобы не упустить такую теоретическую возможность, функционеры Аводы способны отстранить от власти Ави Габая или, хотя бы, попытаться это сделать в самое ближайшее время.

Ави Габай уже успел заявить, что он не будет готов на роль второго номера в партии, кто бы ни был избран вместо него на роль первого номера. Его легко понять, ведь он ушел в отставку в мае 2016 года с поста министра экологии, который он получил в качестве члена возглавляемой министром финансов Моше Кахлоном правоцентристской партии «Кулану» и присоединился к оппозиционной партии Авода совсем не для того, чтобы быть в ней вторым номером. Однако внутри Аводы Ави Габай подвергается сейчас весьма агрессивной критике, прежде всего, в связи с тем, что он оказался неспособен преодолеть крайне неблагоприятную для этой партии тенденцию к катастрофической утрате доверия избирателей.

Следует напомнить, что Ави Габай несколько месяцев назад назначил депутата Кнессета Ципи Ливни председателем парламентской оппозиции после ухода с этого поста бывшего депутата Кнессета и бывшего председателя партии Авода Ицхака (Бужи) Герцога, который был избран новым председателем Еврейского Агентства («Сохнут»). Ави Габай сделал это именно для того, чтобы она и депутаты от ее партии осталась в рамках единой фракции с депутатами от Аводы. Таким образом, он может обвинить Ципи Ливни в нарушении их договоренностей. Однако нельзя забывать и о том, что Ави Габай не взял пост лидера парламентской оппозиции себе (а это высший титул, которым может именоваться оппозиционный политик) лишь по тому, что сам он не является сейчас депутатом Кнессета.

Так или иначе, соображения порядочности и благодарности, безусловно, не остановят Ципи Ливни, если она сочтет выгодным для себя поддержать противников Ави Габая в партии Авода или выйти вместе с депутатами от своей партии «Тнуа» из состава единой фракции «Сионистского лагеря», чтобы создать блок с кем-либо другим. Например, с Бени Ганцем. Ведь она стала своего родом чемпионкой по оппортунизма в израильской политике, перейдя в 2005 году из правого Ликуда, в котором она начала свою политическую карьеру, в новую партию Кадима, созданную премьер-министром Ариэлем Шароном для того, чтобы реализовать, вопреки мнению большинства членов Ликуда, свою программу «Размежевание» (ликвидацию всех еврейских поселений сектора Газа и 4 поселений Северной Самарии), затем – из Кадимы в 2012 году — в созданную ею в результате раскола новую партию «Тнуа», которая подписала коалиционное соглашение с Ликудом (до этого Ципи Ливни торжественно заявляла, что не будет сидеть в «крайне-правом правительстве»), а потом, в 2014 году создавшую вместе с левой партией Авода парламентский блок «Сионистский лагерь». Создается впечатления, что на этом политические зигзаги Ципи Ливни не закончили, и их продолжение может последовать в самое ближайшее время.

52.21MB | MySQL:103 | 0,449sec