Взгляд турецкого фонда SETAV на проект «Турецкий поток». Часть 4

15 ноября с.г. анкарский Фонд политических, экономических и социальных исследований (SETAV) опубликовал материал под заголовком проект «Турецкий поток: взгляд с точки зрения энергетической безопасности и взаимной зависимости».

Продолжаем его обзор. Напомним, что мы остановились на отсутствии ясности в отношении того, по какому маршруту пойдет европейский участок «Турецкого потока» (вторая нитка) и как России, ну или «Газпрому», удастся снять с повестки дня демонопольные требования Европейской комиссии.

Как отмечает автор – Юнус Фурунджу – страны ЕС демонстрируют «чувствительность» касательно своей энергетической безопасности не только в отношении России, но и в отношении Турции. 7 апреля 2015 года ряд стран, включая Венгрию, Сербию, Македонию, Грецию и Турцию, подписали ноту касательно покупки российского природного газа. В частности, эти пять стран объявили о своем намерении, с целью диверсификации источников и маршрутов газа, покупать газ, следующий из Турции в Европу. Поставка газа по Трансанатолийскому газопроводу и по Турецкому потоку в Европу была ими встречена положительно, с точки зрения эффекта от этих проектов для европейских стран.

Разумеется, реализация проекта «Турецкий поток» меняет последовательность транзитных стран на пути в Европу. Поскольку Турция получает газ по так называемому «Западному коридору» через Украину, Румынию и Болгарию, то его стоимость включает транзитные расходы трех перечисленных стран. Реализация «Турецкого потока» позволяет исключить промежуточные страны и, таким образом, Турция начинает закупать у России газ напрямую, минуя страны-транзитеры. А такие страны, как Греция и Болгария, получают возможность оказаться в этой цепочке поставок вторыми по счету. Разумеется, при этом происходит (существенное – И.С.) снижение стоимости российского газа для Турции.

Как напоминает автор, Россия значительную часть своего природного газа поставляет в Европу через территорию Украины. Однако, в случае реализации проекта «Турецкий поток» Россия уменьшит свою потребность в Украине, с которой имел место ряд политических кризисов, а также, открывая новый транзитный путь, продолжает поставлять газ на европейский рынок. Таким образом, «Турецкий поток» еще больше повышает значимость Турции для России и для Европы, с точки зрения энергетической безопасности. Другой альтернативой Украине является «Северный поток-2», который наталкивается на ожесточенное сопротивление со стороны США. И возникающие из этого проблемы на пути к его практической реализации лишь увеличивают значимость Турецкого потока для стран ЕС.

Наконец, третий раздел рассматриваемого нами материала озаглавлен автором как «Рост взаимозависимости с проектом «Турецкий поток»».

Как им отмечается, либеральная теория говорит о том, что реализация проектов, подобных строительству «Турецкого потока», поднимает на новый уровень взаимозависимость между странами участницами. В данном случае – между Турцией и Россией. Таким образом, отношения между двумя странами будут основываться на более надежной почве. Это, в свою очередь, породит ситуацию, при которой возможные возникающие проблемы не будут достигать уровня, который может повредить сотрудничеству между странами, а будут «канализироваться» в направлении политического диалога.

Если ещё вспомнить другие международные проекты, которые реализуются Турцией в сфере транспортировки энергоносителей на международные рынки, к примеру – Трансанатолийский трубопровод при участии Азербайджана, то в целом вес Турции, занимающей положение энергетической базы, в системе международных энергетических уравнений возрастает. Турция, по замечанию автора, становится кандидатом на то, чтобы стать энергетическим центром для того потока энергоносителей, который идет по её территории.

Этими доводами автор подтверждает мысль о взаимозависимости всех участников подобных проектов (иными словами, не вспоминая прямо, но, всё же опровергая модный в Турции тезис о том, что продолжая наращивать поставки газа из Россию, Турция, тем самым, загоняет себя чуть ли не в «энергетическую кабалу» — И.С.). При этом справедливо указывая на то, что Турция становится участницей множества проектов, подобных рассматриваемым, закупая природный газ из множества источников. В дополнение к уже существующим газопроводам Иран – Турция и «Голубой поток», Турция занимается строительством на своей территории терминалов по приему сжиженного газа. Последнее обстоятельство имеет самый прямой, положительный эффект на диверсификацию стран, способных поставлять газ в Турцию. И, опять же, здесь речь, помимо диверсификации поставок энергоносителей, идет и о повышении взаимозависимости Турции с множеством международных игроков.

Все эти обстоятельства вместе создают ситуацию при которой Турция, будучи нетто-импортером энергоносителей, чья «суммарная» энергетическая зависимость от зарубежья является константой, при этом снижает свою зависимость от конкретных, отдельно взятых стран и обеспечивает больший уровень своей энергетической безопасности. Таким образом, проекты вроде TANAP или «Турецкого потока» лишь усиливают «руку» Турции, повышая её роль в региональном и глобальном энергетическом балансах.

52.22MB | MySQL:103 | 0,538sec